Георгиевские ленточки, запестревшие на улицах городов, подсказывают: скоро 9 Мая. Тот единственный день в году, когда мы проявляем искреннее внимание к ветеранам – уже не только участникам войны, но всем ее последним свидетелям. К нашему стыду, в остальные дни пожилым людям приходится доказывать и нам, и самим себе, что старость – не приговор, а выход на пенсию – лишь удачный повод начать жизнь с чистого листа.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Достижение пенсионного возраста пока переносится многими нашими согражданами как тяжелейший удар судьбы. Общество не дает пожилым людям реализовать их потенциал.

В России бытует ложное представление о биологическом возрасте. Если в начале ХХ века средняя продолжительность жизни мужчин была 35–37 лет, то сейчас – почти 60. Если при Пушкине и Толстом люди 50 лет действительно считались глубокими стариками, то по меркам современной геронтологии человек до 45 лет считается еще молодым, а стариком становится лишь после 75. Но в общественном сознании преобладают прежние представления о старости.

На Западе широкое распространение получили «Университеты третьего возраста» – высшие учебные заведения, где пенсионеры получают новые специальности. Получение диплома в таком университете автоматически влечет за собой трудоустройство. С некоторых пор и у нас начали появляться вузы с таким гордым названием. Но фактически это всего лишь «клубы по интересам».

После выхода на пенсию можно выйти и на подиум. Фото: AP. ANTONIO CALANNI

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Судя по всему, все больше пожилых россиян приходят к такому выводу. Причем для многих спасательные операции носят не фигуральный смысл. Этой зимой сотрудники МЧС по Сахалинской области сняли с льдины 65-летнего Бориса Силкина. Дедушке захотелось экстрима. Построив плот из пластиковых бутылок, г-н Силкин отправился в путешествие вдоль восточного побережья Сахалина. В течение десяти дней родственники, знакомые и спасатели следили за опасным плаванием. Наконец, было принято решение его прервать: плот мог рассыпаться при первом серьезном волнении на море. В прошлом Борис Силкин служил капитаном речного судна и не раз попадал в передряги, однако экстремальным водным туризмом увлекся только после выхода на пенсию.

Государство наблюдает за экстремальными забавами старичков, в лучшем случае, со снисхождением. Хобби – дело частное.

Психотерапевты отмечают, что за последнее время значительно возросло число клиентов-пенсионеров. И это повод не для тревоги, а для оптимистических прогнозов: люди «третьего возраста» все активнее стремятся к гармоничной и полноценной жизни.

Весь материал в «Новых Известиях».

"Новые Известия"

***