Индия вошла в клуб «космических извозчиков»
В понедельник с космодрома Шрихарикота, расположенного в 80 км от Мадраса (Ченнаи) в штате Андхра-Прадеш, стартовала индийская ракета PSLV-C8. Она вывела на орбиту принадлежащий итальянскому космическому агентству спутник Agile — небольшую космическую лабораторию для изучения рентгеновского и гамма-излучения Вселенной. Это был первый коммерческий полет за всю историю индийской космической программы.
Ранее с Шрихарикоты отправлялись на околоземную орбиту только отечественные спутники. А за Agile Дели получил от заказчиков 11 млн долл.
Индийцы явно в восторге — запуск прошел без сучка без задоринки и итальянский аппарат вышел на заданную орбиту. «Это исторический момент для всего космического сообщества», — с понятной гордостью заявил после старта глава Индийской организации космических исследований (ИОКИ) Г. Мадхаван Наир. Доволен и представитель итальянской стороны Джованни Биньяни, считающий, что этот старт знаменует собой начало новой эры в сотрудничестве двух стран. Пафос понятен: Индия заявила, что намерена выйти на рынок космических перевозок, итальянцы рискнули доверить свой спутник для «первого блина», и тот не вышел комом. Ракеты PSLV теперь будут и в дальнейшем регулярно использовать для коммерческих целей.
Однако для запуска PSLV-C8 индийским инженерам пришлось решать необычную техническую задачу. Итальянский аппарат оказался слишком легким для мощной ракеты-носителя — всего 352 кг. Чтобы «как следует» нагрузить PSLV-C8, в головную часть поместили дополнительный исследовательский модуль для изучения авионики, но и этих 185 кг оказалось недостаточно. Фактически ракета должна была взлетать полупустой. Изначально PSLV проектировали в расчете на то, что на околоземную орбиту можно будет выводить тонну полезной массы. Потом ее модернизировали: сейчас ракета способна отправлять в космос грузы весом более полутора тонн. Agile даже вместе с довеском был для столь мощного носителя пушинкой. Поэтому с первой ступени пришлось снять шесть твердотопливных двигателей, а вес топлива последней, четвертой ступени уменьшить на 400 кг.
Возможно, индийская ракетная техника не самая совершенная и мощная в мире, да и опыта космических запусков у страны не очень много (тот же PSLV с 1994 года стартовал всего восемь раз). Однако Шрихарикота обладает очень важным преимуществом — удачным географическим расположением. Он расположен почти у экватора, что сильно упрощает старт. Чем ближе стартовый стол к линии, разделяющей Северное и Южное полушарие, чем дальше он от полюсов, тем сильнее вращение Земли «помогает» ракете. Поэтому Индия может позволить себе несколько экономить на мощности двигателей, а носителю для выхода на околоземную орбиту требуется меньше топлива. Это дает возможность при равных затратах отправлять в космос более тяжелые спутники.
Из ведущих космических держав наилучшими географическими условиями для космических полетов также обладает Франция. Штатный космодром этой страны Куру, откуда и уходят в полет знаменитые «Арианы», также расположен почти на экваторе — в южноамериканской Гвиане. Отечественные стартовые площадки здесь сильно проигрывают: Байконур находится на юге разве что относительно Сибири, а от Плесецка и вовсе не так уж далеко до Полярного круга. В 90-х годах международным консорциумом был создан универсальный стартовый комплекс, не зависящий от причуд континентальной географии, «Морской старт». В данном случае ракета запускается с плавучей платформы, которую теоретически можно поставить на самом экваторе, создав идеальные условия для взлета.
Подробнее: «Время новостей»
***