За 70 дней до начала 34-го Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина стала известна абсурдная развязка конфликта, который целый год будоражит бардовский мир. Организаторы легендарного фестиваля под открытым небом, десятилетиями проходящего под Самарой, так и не смогли договориться с новыми арендаторами Мастрюковских озер – традиционного места жительства «Груши». В результате в первые выходные июля мы получим сразу два мероприятия с одинаковым названием: «Грушинский фестиваль». А проходить они будут на расстоянии трех железнодорожных станций друг от друга.

Любители авторской песни теперь не знают, на какой поляне им ставить палатку.

Фото: ИТАР-ТАСС

Нечасто в тихом мире авторской песни разгораются скандалы такого масштаба. Уже год многолетний устроитель фестиваля – самарский Клуб имени Грушина и новый арендатор земли – жигулевская фирма «Мета» – судятся, публично оскорбляют друг друга и никак не могут найти компромисс. Теперь, по-видимому, найти его уже не удастся: клуб во главе с Борисом Кейльманом не смог оспорить законность прошлогодних торгов, по которым Мастрюковские острова на 15 лет попали в частные руки, и вынужден переехать на новое место (отныне ищите «Грушу» в районе Федоровских лугов, на три остановки дальше от платформы имени Грушина). Точнее, место не совсем новое – там фестиваль уже проводился, но было это слишком давно – в 1976–1979 годах.

Парадокс в том, что и на старом месте поклонники авторской песни обнаружат фестиваль имени Валерия Грушина под тем же номером 34. И там все будет один в один, как у Кейльмана: уважаемое жюри, худсовет, эстрады с привычными названиями, именитые барды, палаточный город, плавучая гитара и поющая гора. Это грозит не только путаницей для слушателей, но и расколом в бардовской среде: исполнителям придется решать, на чьей они стороне и где будут выступать. За разъяснением ситуации мы обратились к обеим сторонам баррикад: президенту Клуба имени Грушина – Борису Кейльману («старый» фестиваль на новом месте) и руководителю творческого объединения «Самарские барды» Петру Старцеву, составляющему культпрограмму новой «Груши» на старом месте.

«Я считаю неправильным говорить о расколе Грушинского фестиваля, – сказал Кейльман в интервью «НИ». – Просто у фестиваля отняли место, и он переходит на другое. Я понимаю, что это абсурд: два Грушинских. Но нашему фестивалю 33 года, все прекрасно его знают и никто не запутается». Переезд, уверен Кейльман, никак не отразится на сути слета: «Наш фестиваль будет традиционным. Все то же самое: знаменитый концерт на горе, эстрада, спортивные площадки. Как обычно, много внимания уделим детям. Мы зовем всех своих друзей, я получил очень много подтверждений: они приедут». Правда, имена VIP-гостей президент клуба называть отказался, сославшись на то, что Грушинский – непредсказуемый праздник и должны быть сюрпризы. Но намекнул, что обещали быть Олег Митяев и Александр Городницкий, а еще Галина Хомчик и Юрий Шевчук.

О «второй Груше» Кейльман говорил достаточно спокойно. «Мы совершенно не собираемся ни с кем конкурировать», – предупредил он, подчеркнув, однако, что использование названия «Всероссийский Грушинский фестиваль» арендаторами считает незаконным и будет отстаивать эксклюзивные авторские права своего клуба через суд.

Права на бренд – один из самых острых камней преткновения в этой истории, и разобраться здесь могут только юристы. Петр Старцев – представитель новой «Груши» – как и Кейльман, заверял нас, что все права на название принадлежат их стороне. К тому же в число учредителей входит Михаил Грушин, племянник героически погибшего Валерия. Старцев уверен, что его «Груша» будет не менее звездной, чем фестиваль Кейльмана: предполагается, что жюри возглавит Александр Городницкий (как он успеет и туда, и туда – загадка), а на эстрадах пообещали выступить Вероника Долина и Александр Дольский. Из отличий Старцев назвал принципиальное отсутствие Юрия Шевчука. В планах новой «Груши» – вообще очистить бардовскую песню от примесей рока и шансона. Таким образом, концепция Старцева своим девизом «Тишина. Гитара. Голос» (к слову, весьма трудноосуществимым) может заинтересовать самых преданных жанру поклонников, вернув их к традициям первых фестивалей, которые назывались «слетами туристической песни». Надо признать, что Кейльману сохранить чистоту жанра и справиться с пьющими-орущими толпами случайных гостей никогда не удавалось, поэтому лозунг новых организаторов звучит как обещание чуда.

Есть у «новой Груши» и другие, не менее весомые козыри: во-первых, у них есть деньги, чтобы заплатить бардам за выступления (у Кейльмана звезды не получают гонораров), во-вторых, гости, уставшие от палаток, имеют альтернативу: деревянные домики с организованным питанием. Туристов тоже никто не прогонит: на поляне по-прежнему можно ставить палатку, и это будет бесплатно.

Подробнее: «Новые Известия«

***