У обезьян обнаружены метакогнитивные способности
Группа исследователей из лаборатории познавательных способностей приматов университета Колумбии (Primate Cognition Lab, Columbia University) под руководством профессора психологии Герберта Террэса (Herbert Terrace) поставила достаточно сложный опыт и впервые показала, что нечеловекообразные приматы имеют способность не просто к мышлению (что нисколько не удивительно), но способность к размышлению о собственном мышлении.
Макака-резус делает выбор (фото Herbert Terrace, Columbia University). |
В данных опытах обезьяна должна была не только выбирать правильную картинку из серии представленных на экране, но и перед этим «делать ставку», рискуя большим или меньшим количеством ранее заработанных «жетонов». Ставка означала уверенность или неуверенность обезьяны в том, что она знает правильный ответ.
Работало это всё следующим образом. Сначала подопытному животному показывали шесть выбранных компьютером наугад разных картинок или фотографий. Затем одна из них показывалась на экране снова, но где-то среди восьми новых картинок.
Если обезьяна узнавала кадр из предыдущей серии и при этом была уверена в своём выборе, она могла нажать на экране иконку, означающую высокий риск или высокую ставку.
После этого обезьяна указывала на правильную, с её точки зрения, картинку (естественно, весь опыт базировался на контактном экране).
Выбор верной фотографии в сочетании с высокой ставкой увеличивал «личный счёт» обезьяны на три пункта (они изображались столбиком кружков в углу экрана), высокая ставка при неправильном ответе означала потерю трёх «жетонов». Низкая же ставка при любом ответе (верном или неверном) приводила к увеличению счёта на один пункт.
Таким образом у обезьяны, способной к суждению о собственной способности к запоминанию картинок, возникал выбор стратегии: как лучше делать ставки, чтобы быстрее накопить больше виртуальных «жетонов». Надо ли пояснять, что по достижении «личным счётом» определённого уровня обезьяна получала еду?
Серия опытов с двумя обезьянами, обученными играть в эту видеоигру со ставками, показала высокую корреляцию между рискованными ставками и правильными ответами, и также между низкими ставками и неправильными ответами.
Террэс говорит, что образец сделанных обезьянами ставок ясно показывает их метапознавательную способность, то есть способность рассуждать о собственном суждении, знании, о точности своей памяти.
При этом опыты показали, что обезьяны могут ретроспективно оценивать выполнение поставленной им задачи и переносить полученное знание о себе на следующую задачу. А также — искать знание при необходимости в нём (надо полагать, необходимость эта и обеспечивалась вкусной наградой).
«Эта способность тем более замечательна, поскольку обезьяны испытывают недостаток в языке», — поясняет открытие учёный.
Результаты этого опыта могут иметь значение не только для изучения интеллекта обезьян, которые, как оказалось, разделяют с нами больше интеллектуальных черт, чем считалось ранее. Невербальные тесты такого типа, объясняют исследователи, могут быть приспособлены, чтобы изучать познавательные способности младенцев или детей, страдающих аутизмом.
***