Последние дни апреля объявлены Организацией Объединённых Наций Первой Глобальной Неделей безопасности дорожного движения. При этом подчеркивается, что особое внимание следует уделить молодым участникам движения, тем, кому меньше 25 лет. Именно этой теме был посвящен круглый стол в ГУВД области.

Вел его начальник облГАИ-ГИБДД Валерий Трофимов. Для начала полковник милиции привел удручающие данные. Среди детей и молодежи смертность от ДТП стоит на втором месте после СПИДа. Число ДТП, совершенных водителями, у кого стаж менее трех лет, увеличилось на 30 с лишним процентов. За первый квартал они совершили уже 113 происшествий, или 12,8 процента от всех ДТП. Половина всех происшествий на дорогах области происходит по вине водителей.   30 процентов погибших в первом квартале этого года – пассажиры, сидевшие на переднем сиденье. Они погибли не будучи пристегнутыми ремнями, вылетев из машины и ударившись об асфальт.

            В европейских странах смогли уменьшить аварийность на дороге на 70 процентов. Лучшие показатели – в Швеции, Швейцарии, Германии: на сто попавших в ДТП погибают 4-9 человек. У нас 9-12.

                                             ***

         Одними штрафами ситуацию не переломить. Трофимов отметил хорошее взаимодействие с Русской православной церковью. В первые два месяца зимы очень много погибало пожилых людей. К верующим о необходимости соблюдать ПДД обратились священники, прикрепляли с благословения Божьего светящиеся значки. Эффект получился неожиданным для самих инспекторов. ДТП с участием стариков сократились в разы.

По этому поводу высказался Сергей Нестеров, помощник управляющего Самарской епархией: «Жизнь есть дар Божий и пренебрежение ею, правилами безопасности на дорогах в том числе, может быть приравнено к самоубийству, что по законам церкви является тяжелейшим грехом. Правовую культуру надо воспитывать с детства и мы готовы в этом помогать милиции. Хотя бы через наши православные воскресные школы».

Депутат губернской думы Юрий Шевцов поведал об озабоченности ситуацией на дороге фракции «Единая Россия», которая разрабатывает проект «Безопасные дороги»: «Ведь это чудовищно: получается, на дорогах губернии ежегодно гибнет население двух районов! Надо вводить Правила дорожного движения в ранг закона. Депутаты готовы рассматривать законодательные предложения со стороны организаторов движения.

Вообще-то я доволен теми действиями, что предпринимает сейчас ГАИ, что закрывали улицы, где невозможные дороги. Что учиняли спрос в массовом порядке с неплательщиков штрафов…». Эти вопросы обсуждались и с главой «Единой России» Борисом Грызловым, он обещал помочь.

Много говорилось на «круглом столе» об эгоистичном российском менталитете. За границей даже полицейского за рулем без ремня безопасности не увидишь. У нас же неуважение правил — стандарт государства.

Главный городской «гаишник» Игорь Рудаков считает эффективными нестандартные подходы. К примеру, проводили операции «Пропусти пешехода» и « Знать ПДД – престижно». Дисциплинированным водителям вручались жетоны, а кто наберет больше — призы. В результате число наездов на пешеходов снизилось на 30 процентов. Рудаков, анализируя интернет-порталы и форум горГАИ делает вывод, что молодые люди очень интересуются правилами и готовы их соблюдать.

                               ***

Для автомобилизированной губернии позор, что нет автодрома ни в одном городе, нет ни одного детского городка. Даже автошкола ДОСААФ вынуждена отказаться от части своего автодрома из-за введения налога на землю.

Есть субъекты в России, где изменены учебные программы для того, чтобы больше внимания уделить дорожной азбуке. В Самаре не идут по этому пути, по объяснению чиновников от образования «из-за перегруженности школьников» делаем ставку на осознанное отношение к проблеме. В 1-4 классах обучение ведется, и дальше не отдельной дисциплиной, изредка, десять часов в год. В Минобразовании ссылаются на ежегодно проводимые недели безопасности движения в школах, соревнования ЮИД, что в самарской школе №74 есть конкурс литературных и фоторабот, компьютерных презентаций, посвященных ПДД. В школе № 149 — автокласс, фойе с дорожной разметкой.

Трофимов отметил, что далеко не во всех районах муниципальные комиссии по безопасности движения выносят вопросы детского травматизма на свои пленумы. Очень редко встречаются главы районов, кто относятся с понимаем к проблеме. Ответ один: у нас нет денег. Но есть мероприятия, которые не требуют материальных затрат. Ведь учителя не владеют информацией, не знают о чем говорить детям.

Школьные автобусы – отдельная тревожная тема. Ездят по бесхозным дорогам. Представитель Министерства транспорта сообщил, что есть механизмы «приватизации дорог». Муниципалитеты могут взять их себе по суду, если у дороги нет хозяина. Такие примеры уже есть в области, в Челно-Вершинах, к примеру.

                               ***

Начальник облГАИ считает, что сегодня важно дойти до глубинки. Именно ДТП в селах тянут вниз показатели по губернии. Происшествия по пьянке с тяжелыми последствиями – большей частью в селах происходят. Там же «приключения» с не имеющими прав. Особенно тяжелая ситуация в Нефтегорском, Камышлинском и Алексеевском районах.

Представитель Министерства транспорта области традиционно посетовал на отсутствие денег, и что состояние дорог только ухудшается: «Как только сделаем хорошую дорогу – на ней случается серьезное ДТП, водители не справляться с мощными машинами. Барьерные заграждения не успеваем восстанавливать, столько об них бьются. Но жизни таким образом спасаются. На ремонт городских дорог будут переправляться средства с дорог общего пользования.

Собравшиеся согласились, что позицию большинства страховых компаний иначе как близорукой не назовешь: они отказываются вкладываться в пропаганду безопасности движения, в ее организацию. Но ведь чем меньше аварийность, тем больше у них прибыль…Только пять страховых фирм откликнулись на призывы ГАИ.

Но зато банкиры идут навстречу, обещают сделать более ускоренным процесс оплаты штрафов. Тем более что скоро проводимые суммы по квитанциям увеличатся.

Госдума в первом чтении приняла ряд изменений в кодекс об административных правонарушениях, штрафы за грубые нарушения увеличиваются в десять раз.

             Из обращения к жителям области начальника ГУВД Александра Реймера: «Проблема аварийности на дорогах приобрела общенациональный характер. Из-за ее масштабов аварийность отнесена ООН к основным угрозам современности».

                                     ***

                  Для справки:

         В 121-й автошколе губернии в прошлом году подготовлено почти 44 тысячи водителей, это два процента от получивших права в России. В этом году обновлены 58 переездов у образовательных учреждений и установлены 3000 знаков у школ.

                                 ***

На снимках: участники круглого стола

                                                 ***

Людмила БОРОДИНА,

специально для изданий Медиа Группы «Ваш выбор

*