Задачи православного возрождения
Беседа главного редактора «Православной Народной Газеты» с Архиепископом Самарским и Сызранским СЕРГИЕМ в канун праздника Светлого Христова Воскресения
— Ваше Высокопреосвященство! Вот уже 14 лет Вы возглавляете Самарскую епархию. И если в первые годы Вашего служения на Самарской земле одной из насущных проблем было возвращение, восстановление и строительство новых храмов, то теперь, вероятно, появилось много других важных задач. Назовите главные из них.
— Время вносит коррективы, выдвигает на первый план те проблемы, которые приходится решать именно сейчас. Сегодня, слава Богу, на Самарской земле по-прежнему идет строительство храмов и монастырей. Характерно, что на данном этапе обители возникают и там, где их раньше не было. Возводятся, что называется, «с нуля». Так, обустраивается правый берег реки Волги. Трудами монашествующих, жертвователей, благоустроителей и мирян вознеслись ввысь купола, сооружаются необходимые для монашеской жизни здания и сооружения в селе Винновка, где идет строительство грандиозного комплекса Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря. Радует красотой и благолепием возникший на месте полуразрушенного сельского храма Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь. В этом селе, расположенном у подножья Жигулевских гор и в его окрестностях, трудами духовника игумена Георгия (Шестуна), братии мужского скита в честь Креста Господня и сестер женского монастыря возводятся шесть храмов, непрерывно возносятся молитвы за всех страждущих и обремененных. Идет Богослужебная жизнь. Монастыри, как и заведено на Руси, становятся духовными очагами, местом, в котором человеку легче стремиться к святости, просветительскими центрами, украшением населенных пунктов, возле которых они находятся. Как и раньше, вокруг обителей сосредотачивается активная жизнь. Это говорит об их духовном значении. Мы же знаем, что «к пустому колодцу люди не пойдут».
По-прежнему главная проблема общественной жизни — содержание и организация нашего образования. На последних Рождественских чтениях была приведена страшная статистика. Сегодня в нашей стране более семисот тысяч безпризорников. Как правило, все они из неблагополучных семей, детских домов и интернатов. А государство практически не занимается этими детьми и подростками. Они — потенциальные преступники, питательная среда для криминала. Совсем недавно в нашем регионе провели конференцию ГУФСИН, где видавший виды генерал с болью в голосе говорил, что появились подростки 12-14 лет, которые цинично убивают людей, совершают акты вандализма, поражают своей жестокостью даже людей, много лет отдавших перевоспитанию оступившихся.
Это — печальный итог педагогической запущенности подрастающего поколения, результат бездействия государства. И наше сотрудничество с управлением службы исполнения наказаний не в состоянии решить проблему в корне. Необходимо объединить усилия государства и Церкви для искоренения причин, а не следствий кризиса человека и общества. Надо понять, что никакие внешнеполитические разногласия не должны мешать такому взаимодействию и соработничеству. Потому что общая беда вошла в наш российский дом. Пока мы только говорим о кризисе общества, а не занимаемся воспитанием и образованием. Количество наркоманов, алкоголиков, женщин, совершивших детоубийство, т. е. сделавших аборт, неуклонно увеличивается. Это — удар по будущему страны. Прибавьте сюда ежегодные сотни тысяч вымирающих наших соотечественников, и в то же самое время растущее количество иностранных мигрантов, и вы получите удручающую картину. Вдумаемся: в Приморье сегодня официально проживают около шести миллионов китайцев. А кто знает, сколько их на самом деле в местах, где сосредоточены наши стратегические запасы природных ресурсов? Разве это не повод для активных действий? Нас это не может не печалить. С просьбой обратить самое пристальное внимание на эту проблему к Президенту страны обращался Архиерейский Собор 2004 года, говорили об этом Святейший Патриарх, Священноначалие. Но пока, к сожалению, ситуация продолжает ухудшаться.
— Владыка, а как она изменилась за истекший год?
-Приходится констатировать, что изменений практически не произошло. Образование — основная «болевая точка», источник наших бед. Оно продолжает быть «светским», а на практике бездуховным. На прошедших Рождественских чтениях от высоких чиновников мы услышали одни словопрения и общие фразы. Сегодня министр образования научился обходить острые углы, его высказывания стали более гибкими, но в них нет никаких реальных предложений. Все иерархи и священники это понимают. Поэтому на местах, в регионах, решают проблему своими силами, без помощи и участия федеральной власти. Скорее всего, такое положение возникает из-за нежелания многих руководителей старой закваски решать проблемы, искать выход из создавшейся ситуации.
— Действуют по поговорке: «Пока гром не грянет…»
— Меня один чиновник как-то спросил: «А вам-то зачем это нужно?» Имея в виду, что Церковь печалится о проблемах народа и общества. Что тут ответишь человеку, который не понимает, что в этих критических условиях предстоит жить и его детям.
— Святейший Патриарх Алексий Второй неоднократно подчеркивал, что важнейшей задачей Русской Православной Церкви на современном этапе является катехизация всего народа. Можно ли утверждать, что православное образование получило сегодня в России гражданские права?
— Многое в этом направлении делается в регионах. Отрадно, что наша губерния всегда в числе лидеров соработничества Церкви и государства. Так, 15-17 сентября 2006 года в Самаре прошла международная научно-практическая конференция «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее». Именно в Самаре собрались представители Приволжского Федерального округа, крупные специалисты, ученые, деятели науки и культуры, работники народного образования — все, кто озабочен настоящим и будущим нашей Родины, кто ищет истоки решения проблем в православном прошлом страны — наследницы мировой Византийской цивилизации. Работало пять секций по различным направлениям, на пленарных заседаниях, конференциях и круглых столах прозвучали сотни докладов и сообщений. В работе конференции приняли активное участие многие чиновники федерального, губернского и городского уровня. Сейчас вышел в свет сборник материалов этого церковно-государственного форума, на котором мы услышали друг друга. Теперь важно делать конкретные шаги в деле исправления ситуации, но они пока что очень робкие и неуверенные.
— Владыка, мы видим церковно-приходские воскресные школы, православные гимназии, Православный институт и Богословский университет, множество различных лекториев, семинаров, кружков. И в то же самое время министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко упорно навязывает всей России термин «укоренившиеся религии», в очередной раз уравнивая Православие — веру наших предков, религию цивилизации — и другие конфессии, а зачастую и секты разного толка. В чем, на Ваш взгляд, причины такого подхода?
— Тут возможны две причины. Первое — это дипломатический ход для решения каких-то скрытых задач. Другая — невежество чиновника, который мыслит совершенно неподходящими для него категориями. В любом случае для нас это неприемлемо. Я уже много раз говорил, что нам необходимо осознать себя великой державой, наследницей Византийской цивилизации, которая дала миру высочайшие образцы творений в области литературы, культуры, искусства, науки и техники. Все это было бы невозможно без основы нашего бытия — Православной веры.
— Ваше Высокопреосвященство, в своем докладе на съезде миссионеров Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Алексий II определил воцерковление различных слоев общества и особенно молодежи главной миссионерской задачей в XXI веке. Как помочь людям воцерковиться, стать достойными чадами Православной Церкви?
— На конференции, о которой мы уже говорили, в сентябре прошлого года было подписано соглашение о создании межвузовской кафедры православной теологии, которая даст возможность привлечь преподавателей и студенчество к миссионерству. Этому событию предшествовала работа кафедры теологии в Академии путей сообщения. Она зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, получила соответствующее свидетельство. Кафедру возглавляет протоиерей Димитрий Лескин, который совсем недавно защитил докторскую диссертацию в МГУ. Мы успели войти в учебный план будущего года и распределить священников по восьми вузам, где созданы кафедры теологии. Живое общение духовенства, преподавателей и студентов кафедры принесет, думается, хорошие плоды. Мы же знаем, что будущее России во многом зависит от интеллигенции. Работа таких кафедр позволит сблизить, особенно на первом этапе, священников, профессорско-преподавательский состав и будущих специалистов, поможет людям воцерковиться, а затем уже стать просветителями других. Это сегодня необходимо. Ведь весь мир пронизан христианской верой. И значит, наша интеллигенция будет комфортно себя чувствовать и в стране, и за ее пределами, достойно представляя свое Отечество.
Привлекаем мы к миссионерскому служению учащих и учащихся Самарской Православной Духовной семинарии. Организатором этой работы является отдел катехизации и образования, которым руководит игумен Вениамин (Лабутин). Мы объездили практически всю область. Во время таких встреч проводятся лекции по различным темам, мини-конференции, концерты духовной музыки, беседы на самые злободневные темы. Мы собираем в районных центрах и городах образованную часть жителей, местную элиту. Докладчики, как правило, есть и с той и с другой стороны. На таких встречах обязательно присутствуют главы администраций муниципалитетов. Мы помогаем чиновникам и интеллигенции разобраться в вопросах истории, богословия, ориентируем их, как относиться к различным сектам и псевдорелигиозным организациям. И польза здесь обоюдная.
Кроме того, мы принимаем активное участие в подготовке преподавателей «Основ православной культуры». Надо сказать, что изменения в сознании людей, которые занимаются воспитанием нашего молодого поколения, реально ощутимы. На сегодня подготовлено около пятисот преподавателей-предметников. Характерно, что первые слушатели этих курсов относились к занятиям с предубеждением, считали, что у них достаточно знаний и опыта, а остатки атеистической пропаганды и наследие «застоя» снижали активность аудитории. Но, приехав второй и третий раз, люди меняются. Они видят уровень подготовки преподавателей СамПДС и других вузов, профессоров, философов, историков, которых мы привлекаем к этой работе. Кроме того, на курсах они, иногда впервые, понимают истинный смысл исторических событий, происходит переоценка многих явлений прошлого и современности. После таких занятий у людей появляется желание самообразовываться. Не случайно те, кто уже прошел обучение, не расстаются с нами. Они звонят в СИПКРО, спрашивают, а будут ли продолжены курсы.
А ведь каждый из них, будь то физик, химик или историк, несет своим ученикам свет истины, способен рассказать правду о Православии, образе Божием, зажечь в детях искорку веры наших предков, донести традиции богатейшей мировой Православной культуры.
— Владыка, обращает на себя внимание тот факт, что многие приходы создаются сегодня в зданиях бывших детских садиков, заброшенных и находящихся иногда в плачевном состоянии. Что это: случайность, или продуманная политика?
— Это происходит, как правило, в так называемых «спальных районах», где живет много простых людей невысокого достатка. В этих зданиях мы обнаруживаем горы шприцев, грязь и запустение. Но главное, такие же расхристанные и заброшенные души и у живущих вокруг. Поэтому создание храмов, при которых сразу, как правило, начинают работать духовно-просветительские центры, воскресные школы для детей и родителей, способствует обустройству душ людей. Я бы назвал это действенным миссионерством, которое позволяет объединить усилия Церкви, органов власти, семьи и социальных структур в деле преодоления той критической ситуации, о которой мы только что говорили. Это средство воспитания из подрастающего поколения достойных граждан своей Родины, а не безликой серой массы на потребу пресловутому «золотому миллиарду».
— Православный мир находится на пороге подписания акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦ Заграницей. Не могли бы Вы, Владыка, дать духовную оценку этого события, а также факту активизации антицерковных сил, желающих помешать воссоединению Церкви?
— Не новость, что есть люди, которые не хотят возрождения нашего Отечества. Вы же помните заявление Бжезинского о том, что теперь, после крушения СССР, необходимо нанести удар по Православию. Сейчас время соборной молитвы о грядущих судьбах мира. Святой праведный Иоанн Кронштадский в начале века говорил о том, что Россия возродится только в том случае, если люди будут молиться. Духовная суть воссоединения разделенной временем Церкви — объединение людей, разбросанных по всему миру – объединение их в общей молитве в лоне Матери-Церкви. А противники Православия боятся этого, принцип «разделяй и властвуй» для них — плодотворная среда, помогающая решать свои задачи.
— Владыка, сегодня возникает парадоксальная ситуация: проще привлечь к общественной активности неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей. Свое неучастие в жизни общества многие православные верующие пытаются объяснять необходимостью выполнения аскетических упражнений, посещения богослужений или запретом духовного руководителя. Такие умонастроения отвращают людей, особенно молодежь, от Церкви. Способны ли православные общественные движения помочь в решении этой проблемы?
— Человек живет среди людей. Он трудится в сфере общественного производства. Участвует в управлении государством. Конечно, хорошо, если при этом он еще и духовен, способен разобраться в тех событиях, которые происходят вокруг. Взять, к примеру, выборы в различные органы власти. Мы видим, как цинично люди, облеченные богатством и властью, стремятся к достижению своих, иногда далеко не праведных целей. И я, как Правящий архиерей, вижу, что избирают тех, кто больше обещает. Но есть ведь и другие люди с мышлением государственных деятелей, патриоты своей Родины, радеющие о благоустроительстве страны. Они знают, что только через традиционную, а не «укоренившуюся» веру, через любовь к Отечеству, возврат к исконно русским традициям и устоям возможно возрождение Отечества. Объединить усилия для достижения праведных целей и призваны православные общественные движения. У членов таких сообществ всегда есть конкретное дело, оно сближает людей, помогает им найти свое место в жизни, понять, что от каждого из нас многое зависит.
Есть такие организации в Москве. Например, Православное молодежное движение, которое возглавляет архиепископ Костромской и Галичский Александр, и многие другие, объединенные вокруг Церкви.
В нашей епархии Региональному общественному движению «Самара Православная» уже десять лет. За эти годы удалось показать многим людям, что глас народа — это голос Божий. Кроме того, общественные движения могут привлечь людей, облеченных властью, способных отстаивать интересы Православия — нашу отеческую веру — с одной стороны, а с другой — дать возможность православным гражданам принять деятельное участие в решении вопросов, связанных с духовно-нравственным возрождением общества. Показать, что Православие — большая, в том числе и общественная сила. Не следует забывать: сегодня 80 процентов жителей нашей страны считают себя православными. В наших храмах крестят почти 95 процентов рождающихся детей. Поэтому представители православной общественности вправе задать некоторым чиновникам вопрос: почему большинству населения нашей страны не позволяется знать и изучать культуру своей цивилизации, владеть тем истинным богатством, которое необходимо преумножить и передать своим потомкам? Не услышать этот глас народа они просто не смогут.
— В настоящее время поступают предложения о принятии нового Федерального закона о святынях и символах России, в соответствии с которым осквернение не только Государственного флага РФ, но, например, православного креста, церкви станет деянием уголовно наказуемым, а кража святынь (икон, церковной утвари), любое корыстное на них поползновение по строгости наказания будет приравниваться к хищениям госсобственности в особо крупных размерах. Говорят о необходимости оценки покушения на жизнь священнослужителя как преступления в отношении государственного деятеля. Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость такого подхода к оценке деяний, направленных против Церкви?
— Думаю, что ужесточить наказания за такие преступления мы просто обязаны, потому что это поругание святынь, кощунство, и Бог дает людям понять, что этого делать нельзя. Я согласен и с тем, что отношение к священнику не всегда соответствует тому положению, которое он сегодня занимает в обществе. Не случайно в вашей же газете он назван «Героем нашего времени». А люди часто не знают, как к нему обратиться. Вот и услышишь западное «святой отец» или «поп», или еще что-нибудь похуже.
— Большинство родителей ждут не дождутся, когда же, наконец, для наших детей в детских садах, школах будет внедрена комплексная, достойная русского человека программа воспитания, в разработке которой активное участие принимает Церковь.
— Сегодня работа с детьми-дошкольниками и школьниками младших классов активно ведется в Кировском районе нашего города. В православном образовательном центре при храме преподобного Сергия Радонежского занимается более трехсот ребят. Они посещают различные кружки, студии, вместе с родителями участвуют в постановках различных спектаклей, осваивают основы журналистского мастерства. Это позволяет объединить на основе традиционных ценностей и взрослых, и детей, помогает наладить нормальную жизнь в этом, прямо скажем, непростом, в том числе и в криминальном плане, районе города. Думается, опыт совместных усилий по организации жизни вокруг этого очага православной культуры необходимо поддержать и преумножить. Но это зависит далеко не только от Церкви, а еще и от органов власти различного уровня.
— Ваше Высокопреосвященство, мы помним, (и письма наших постоянных читателей подтверждают это), что большим и очень плодотворным импульсом в деле просвещения, воспитания, образования, возврата традиционных для нашей страны ценностей стала международная научно-практическая конференция «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее». Тогда же участники выразили желание, чтобы такие церковно-государственные мероприятия стали традиционными. Планируется ли в этом году проведение каких-либо подобных форумов?
— Форумы такого масштаба — сложное и требующее больших ресурсов дело. Мы решили пойти по пути проведения региональных научно-практических конференций под общим названием «Жизнь замечательных людей». Первая из них, которая состоится в начале следующего учебного года, будет посвящена творческому наследию богослова, православного философа, ученого Ивана Александровича Ильина. Его труды, а также возвращенные архивы требуют нового, более глубокого осмысления и изучения.
— И традиционный последний вопрос: Ваши пожелания коллективу и читателям «Православной Народной Газеты».
— Спасибо, что вы выходите в свет. Это очень важное издание, и оно состоялось. Что очень значимо. Вашу газету знают и внимательно читают различные слои общества, хотя она больше ориентирована на интеллигенцию. Но к чести коллектива следует сказать, что вы публикуете материалы и для людей с более простыми интеллектуальными запросами. Я слышал много положительных отзывов о вашей газете, она приносит свои плоды. Ведь если мы не будем заполнять информационный вакуум на миссионерском поле, его заполнят идеологи сектантского направления. Потому что сегодня идет борьба за души человеческие. Подтверждаются слова великого нашего соотечественника Федора Достоевского о том, что дьявол борется с Богом за сердца людей. Те преступления, тот кризис личности, который назрел в нашем обществе, обязывают средства массовой информации воспитывать человека, отторгать его от пагубных привычек, просвещать ум, питать душу.
У нас недостаточно кадров, средств, информационного и другого потенциала. И вы делаете очень нужное дело, являясь по сути миссионерами и просветителями русских людей. Отрадно, что все большее количество людей сейчас приходят в церковь, осознают свое бытие на земле, определяют смысл жизни. Мы должны помочь им осознать себя носителями образа Божия, гражданами великой России и принести свои плоды в виде стабилизации общества, возврата к традиционной вере наших предков. Я хочу пожелать помощи Божией, призвать на вас благословение Божие, поблагодарить за ваши труды и поздравить со светлым праздником Воскресения Христова.
Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
Беседовал Михаил Щербак
*