В обзоре российских газет 19 апреля 2007:

* Совет ЕврАзЭС не договорился о союзе

* Закон о доступе граждан к информации госорганов

* Российские чиновники решили проложить тоннель до США

«Явное охлаждение отношений»

В Астане прошло очередное заседание межгосударственного совета, созданного в 2000 году Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Таджикистаном, — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Российская пресса отмечает, что Москве не удается договориться с союзниками по важнейшим экономическим вопросам.

«Несмотря на то что делегацию каждой из стран возглавляли главы правительств, переговорщикам вновь не удалось продвинуться в создании эффективного союза, — констатирует «Независимая газета». — С каждым из таких заседаний крепнет убеждение, что ЕврАзЭС вырождается в малоэффективный механизм наподобие СНГ».

Изначально предполагалось, что все пройдет чинно и мирно: премьеры все добросовестно обсудят, похвастаются экономическими успехами своих стран и даже подпишут пару-тройку документов, уведомляют «Известия». Но без интриги все-таки не обошлось, отмечает газета, и устроил ее глава правительства Казахстана Карим Масимов.

«В ходе заседания этот добродушный человек вдруг потребовал поскорее создать общий рынок энергоресурсов. Но у Фрадкова эта идея почему-то восторга не вызвала», — добавляет издание.

Как считает «Коммерсант», причиной демарша Казахстана стали его проблемы с Россией на переговорах по новым режимам транзита казахской нефти по трубопроводам «Транснефти» в Евросоюз.

Две недели назад Карим Масимов вел в Астане переговоры одновременно с премьером России и президентом Польши Лехом Качиньским, и последний предлагал ему участие в проекте достройки нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк, напоминает газета. «Казахстан, не гарантируя Польше интереса к проекту, не получил от Михаила Фрадкова взамен ничего, и именно это с большой вероятностью стало причиной проблем России с ЕврАзЭС в целом», — пишет издание.

Таким образом, продолжает газета, казахский премьер поддержал требование Белоруссии согласовывать энергополитику стран ЕврАзЭС и предложил отложить создание Таможенного союза ЕврАзЭС до вступления всех его стран-членов в ВТО. «Шансы России на создание Таможенного союза в обозримом будущем стремительно тают», — убежден «Коммерсант».

«Российская газета» обвиняет в провале переговоров Белоруссию. На заседании, на котором, по сути, решалась судьба Таможенного союза, не было одного из главных переговорщиков — премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского, пишет издание. Ему пришлось остаться на хозяйстве, поскольку глава государства отправился за три моря — в Индию.

«А ведь именно его страна, отличающаяся скандальной манерой поведения на переговорах, до сих пор не согласовала 9 проектов международных договорно-правовых актов, необходимых для формирования Таможенного союза», — отмечает газета.

На самом деле практически у каждой из стран — участниц сообщества были свои претензии к ЕврАзЭС, признает издание. В Центральной Азии идет смена внешнеполитических векторов, считает «Российская газета». К примеру, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов предложил председателю ОБСЕ Мигелю Моратиносу повысить статус представительства этой организации в Таджикистане и разместить там региональный институт ОБСЕ по управлению границами, продолжает газета.

«Тем самым произойдет замена на таджикско-афганской границе российских пограничников, выдворенных из республики при участии той же ОБСЕ. К тому же с нового года в этой стране были отменены русские окончания фамилий», — констатирует «Российская газета». В общем, наметилось явное охлаждение отношений, заключает издание.

Доступ к информации или ущемление прав?

Россиянам вскоре будет легче узнать о том, чем занимаются чиновники, сообщают «Ведомости». Для этого депутаты должны одобрить принятый в среду в первом чтении пакет законопроектов — он заставляет чиновников делиться с населением любыми сведениями, которые не являются государственной или служебной тайной, пишет газета.

«Время новостей» комментирует законопроект с меньшим оптимизмом. «На деле закон вовсе не обязывает госорганы публиковать информацию о своей деятельности», — отмечает издание. Определять перечень сведений, обязательных к публикации, должны сами министерства и ведомства на федеральном уровне и муниципалитеты — на уровне местного самоуправления, добавляет газета.

«Информационная открытость чиновников обернется вымогательством денег у граждан, — считают «Новые Известия». — За получение в госорганах информации гражданам теперь придется платить из собственного кармана, несмотря на то, что они и так содержат чиновников на отчисляемые налоги. Одновременно депутаты хотят лишить СМИ права запрашивать информацию у чиновников, поставив журналистов в один ряд с простыми гражданами, пишет издание.

«Известия» также отмечают, что правительство предложило освободить органы власти от обязанности отвечать на вопросы журналистов. «За прессой сохраняется право направлять свои запросы лишь общественным объединениям. Скажем, обществу любителей кошек», — не без иронии пишет газета.

«Проект вызвал настолько резкую критику со стороны депутатов, что представлявшие его замминистра экономразвития Андрей Шаронов и председатель комитета по информполитике Валерий Комиссаров пообещали все исправить ко второму чтению и уверяли, что вовсе не хотели ущемить СМИ», — продолжает издание.

«Хотя в пояснительной записке авторы прямо указывают, что цель законопроекта именно в этом — лишить журналистов их прав», — отмечают «Известия».

Соединить континенты

«Споры наших чиновников о том, как развивать восточные регионы страны, рождают почему-то одни мегапроекты», — отмечают «Известия». Одним из них стала так называемая Трансконтинентальная магистраль Евразия-Америка, пишет газета: континенты соединятся через тоннель, который будет проложен под Беринговым проливом. «Судя по всему, никак иначе поднять Восточную Сибирь и Дальний Восток в рамках федеральной целевой программы нам не удастся», — полагает издание.

«Ведомости» сообщают подробности проекта: «Трансконтинентальная магистраль Евразия — Америка длиной 6000 км на российской территории будет состоять из трех железнодорожных веток — от Беркакита в Якутии до Якутска, дальше до Магадана и до Уэлена на Чукотке».

Материки соединит железнодорожный тоннель в 100-110 км: строительство займет 15-20 лет. Срок окупаемости, по оценке экспертов, составит 30 лет с момента выхода на проектный грузопоток в 70 млн. тонн в год. Это уровень, сопоставимый с грузооборотом Панамского и Суэцкого каналов. Общий объем инвестиций оценивается в 65 млрд. долларов, пишет газета.

Правда, пока непонятно, в какой пропорции правительства разных стран могут вложиться в этот проект, признает издание, неизвестно, какую его часть профинансирует государство.

Более того, эксперты, опрошенные «Ведомостями», оценивают проект крайне скептически. Строить такой коридор в ближайшее время в полном виде никто не будет, уверен директор Института региональной политики Булат Столяров, отмечает газета.

Нынешние инвестпроекты, реализуемые при поддержке государства, предполагают, что инфраструктура строится вокруг 10-15 промышленных объектов. В данном случае нет достаточного количества бизнес-интересов на краткосрочную перспективу, считает эксперт.

А гендиректор компании UPS RUS Иван Шацких назвал «первоапрельской шуткой» сообщение о том, что через Берингов пролив будет провозиться столько же грузов, сколько через Суэцкий канал, в заключение добавляет газета.

Обзор подготовила Ольга Шапоренко, Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 19 апреля 2007 г., 04:09 GMT 08:09 MCK

Би-би-си

*