Если XXI столетие принадлежит женщинам, может ли мужчина вымереть как вид? Этим вопросом задались авторы одного из фильма выходящего сейчас на Би-би-си цикла «Если…» «Если бы женщины правили миром», — так называется эта серия. Профессор Стив Джонс объясняет, почему — вопреки всем слухам и отчасти пожеланиям — от мужчины очень сложно избавиться.

Один из крупнейших вопросов биологии: в чем смысл мужчины?

Почему женщина спокойно с ним сосуществует? В конце концов, все занятия мужчин сводятся к одному: заставить несчастных женщин воспроизводить их собственные — мужские — гены.

И почему их так много — представителей этого эгоистичного племени?

Каждый из них в момент занятия любовью производит достаточно спермы, чтобы разом осеменить всех женщин Европы. Таким образом, десятка казанов вполне хватило бы на всю планету, а от остальных можно было бы избавиться в интересах экономии.

«Мужчины на свалке»

На самом деле вопрос о мужчинах вызывает не одну и не две, а целую кучу биологических загадок: о происхождении секса, о различии полов и о том, почему существует лишь два пола, а не пара десятков?

И как поддерживается это приятное времяпрепровождение, учитывая его огромную стоимость? Ведь женщина, кажется, могла бы намного увеличить количество копий своих собственных генов, если бы они разбавлялись мужскими.

Да, мужчины очень сложны, и есть многое в них, чего мы не знаем. И когда мы смотрим на этот мир — живой и бурлящий, — ясно одно: избавиться от них непросто.

Существует множество созданий, которые умеют выполнять эту работу. К примеру, одна калифорнийская ящерица: все ее особи женские, однако странным образом половина из них притворяется мужчинами и пытается спариваться с собственными сестрами.

Растения — такие как бананы или картофель — раз за разом выбрасывают мужские плоды на свалку истории. Однако практически ни одна из чисто женских ветвей не сумела эволюционировать сколько-нибудь долго. На великом древе жизни они лишь кончики ветвей, вернее даже — мертвых сучьев.

Самцы перетасовывают генетическую колоду, передавая каждому следующему поколению новый ДНК-коктейль, а не застоявшуюся однородную смесь, которую готовят самки.

В великом казино природы они очень важны: любое существо, всегда играющее одной и той же рукой — какой бы хорошей эта рука ни была — всегда в конце концов проиграет.

«Стратегия инвестиций»

Млекопитающие — такие как человек — имеют и скучные технические причины, по которым некоторые гены должны проходить через отца, чтобы нормально работать. Это, кстати, одна из причин того, почему так сложно клонирование.

Но почему количество представителей обоих полов более или менее равно? Как и многое в жизни, это следствие стратегии инвестиций.

Представьте город, в котором живет 10 тысяч женщин и всего 10 мужчин.

Каждый мужчина имел бы огромное количество половых связей — сотню или больше, однако какой бы мощной энергией они бы ни обладали, многие женщины все равно останутся в таком случае без партнера.

И тогда быть мужчиной было бы очень-очень выгодно, и уже в ближайших поколениях мужских генов становилось бы больше и больше. И со временем в городе, вероятно, жило бы больше мужчин, чем женщин, и тогда роли бы переменились: многие мужчины тщетно метались бы в поисках партнерши…

В конце концов их оказалось бы 50 на 50, то есть вернулась бы та пропорция, которая в большей или меньшей степени сохраняется, по крайней мере на Западе.

В Китае и Индии, однако, многих новорожденных девочек убивали: они считались лишними. Это привело к большому численному превосходству молодых мужчин над юными женщинами; в некоторых районах это соотношение превышает 120 к 100. И сегодня, похоже, некоторые родители уже предпочитают девочек: они-то, став девушками, наверняка найдут себе женихов.

Почему дети рождаются юными?

Законы природы ошибок не прощают, и — что бы там ни говорили — мужчины будут жить еще долго.

На самом деле есть еще одна причина, по которой от нас так просто не избавишься.

Мужчины находятся в самом сердце другого важнейшего вопроса биологии: почему дети рождаются юными? Как могут два старых и разложившихся куска протоплазмы (отец и мать, как мы их называем) сойтись и — с приложением удивительно малого усилия — генерировать новый, совершенно юный?

Здесь дело в сексе: клетки, которые вырабатывают сперму, предохранены от разложения. А клетки-носители этих клеток стареют и умирают.

Без мужчин дети рождались бы такими же немолодыми, как их матери. Вот и представьте, какую телевизионную драму это представляло бы собой!

Профессор Джонс — автор книги под названием «Y: The Descent of Men».

01 апреля 2004 г., 13:25 GMT 17:25 MCK

Стив Джонс

Профессор генетики лондонского Юниверсити-колледжа

Би-би-си

*