Иномарки завоевывают Россию
Сразу несколько зарубежных автопроизводителей ведут с МЭРТ переговоры о строительстве заводов. В России ждут глобальной экспансии иностранных автопроизводителей.
Как заявил МЭРТ, уже в этом месяце ожидаются переговоры с представителями концернов Suzuki, Mitsubishi и Peugeot-Citroen на предмет промышленной сборки иномарок в России. Вместе с недавним заявлением первого вице-премьера РФ Сергея Иванова о неконкурентоспособности российских автомобилей это заставляет поверить, что власть решила изменить вектор развития автопрома.
Защита отечественного производителя уступит место преференциям для совместных предприятий. Однако инструменты для этого будут использоваться прежние — высокие таможенные пошлины и, как следствие, удорожание автомобилей иностранного производства.
Похоже, российское правительство, разочаровавшись в привычной политике субсидирования российских производителей, решило взять за образец китайский автопром. В Китае в 80-х годах прошлого века было принято решение привлекать в страну иностранных автопроизводителей с помощью льгот для СП и 100-процентных пошлин на ввозимые иномарки. Результат не заставил себя ждать — вскоре в стране прочно обосновались Volkswagen, GM, Toyota, Honda, Hyundai, Ford. Словом, именно те производители, которые или уже пришли в Россию, или прихода которых ждут со дня на день.
На днях заместитель директора департамента инвестполитики МЭРТ Дмитрий Левченков пообещал, что в апреле пройдут переговоры еще с шестью автопроизводителями. Среди них Левченков назвал Suzuki, Mitsubishi, Peugeot-Citroen и Great Wall. По словам чиновника, Suzuki уже вела переговоры о сборке автомобилей на мощностях Nissan, но компании не сошлись в нескольких принципиальных вопросах. В результате, говорит Левченков, Suzuki планирует построить собственный завод с нуля (проект green field) и рассматривает несколько регионов, в первую очередь Санкт-Петербург. Левченков также отметил, что 17 апреля состоится встреча с представителями Peugeot-Citroen, где должны будут утверждаться вопросы о сроках подписания соглашения и регионе. Французы предполагают разместить свои мощности в Нижнем Новгороде.
Наблюдатели считают, что у правительства просто кончилось терпение. По словам эксперта инвестиционного банка «Траст» Евгения Шаго, правительство ждало, пока АвтоВАЗ создаст что-нибудь дельное. Но после того как автогигант отчитался о завершении первого этапа работы над новой моделью С-класса, лимит был исчерпан. Оказалось что новая модель, разработанная АвтоВАЗом в содружестве с Magna, будет стоить около $12 тысяч. «Через три года, когда модель встанет на поток, цена ее будет составлять уже $14 тысяч. А в этом ценовом диапазоне хватает предложений и помимо АвтоВАЗа», — подчеркивает Шаго.
Что касается планов по созданию в России СП — они пока очень неопределенные. Более-менее ясно с Nissan, Toyota и Volkswagen. Эти компании уже обнародовали свои планы по поводу строительства мощностей. С планами Suzuki, Mitsubishi и Peugeot-Citroen нет вообще никакой определенности. Эксперты считают, что компании будут ставить заводы по производству автомобилей гольф-класса: например, Mitsubishi Lancer, Peugeot 307 и Citroen С4. Все они находятся в ценовом диапазоне около $17 тысяч. По мнению Евгения Шаго из «Траста», локализация удешевит их на 25% — примерно до $12,7 тысячи. То есть соотносимо с новой моделью АвтоВАЗа.
Непонятно также, станут ли выбирать иностранцы под завод готовые площадки или начнут строить мощности с нуля по примеру Toyota. Что касается японских производителей, они, по мнению экспертов, предпочтут проекты green field, поскольку их модель управления чувствительна даже к проектированию помещений. Кроме того, японские компании благодаря низкой ставке рефинансирования Центробанка Японии (ниже 1%) имеют возможность привлекать дешевые деньги.
Аналитик «Центр-инвест» Максим Иванов говорит, что для обеспечения операционной рентабельности заводам надо выставить первоначальную планку в 50 тысяч автомобилей в год. Правда, все зависит от моделей. Если речь пойдет о внедорожниках, то, по словам Евгения Шаго из «Траста», для прибыльности предприятия и 10 тысяч машин в год будет достаточно.
15.04.2007
*