Главным триумфатором «Золотой маски» в этом году стал Сергей Женовач — два его спектакля были названы лучшими в драме («Мнимый больной» в Малом театре — «большая форма», «Захудалый род» в женовачской «Студии театрального искусства» — «малая форма»; напомним, «форма» определяется на деле лишь количеством зрителей в зале), и он же получил «Маску» за лучшую режиссуру…

Главным триумфатором «Золотой маски» в этом году стал Сергей Женовач — два его спектакля были названы лучшими в драме («Мнимый больной» в Малом театре — «большая форма», «Захудалый род» в женовачской «Студии театрального искусства» — «малая форма»; напомним, «форма» определяется на деле лишь количеством зрителей в зале), и он же получил «Маску» за лучшую режиссуру. Сработал не только талант постановщика (безусловный, умный, точный), но и общемосковская, чуть виноватая любовь к нему: после многих лет скитаний, после выживания с Малой Бронной, от которого театральная общественность не сумела режиссера защитить, Женовач наконец создал с выпускниками своего курса собственный театр. Кроме того, Мария Шашлова, исполняющая в «Захудалом роде» роль Варвары Протазановой, получила спецприз жюри «За тонкость и глубину искусства молодой актрисы».

Еще два драматических спектакля были отмечены публикой (приз зрительских симпатий достался Ленкому, «Пролетая над гнездом кукушки») и критикой (приз прессы получила «Табакерка», «Рассказ о семи повешенных»); в частных номинациях жюри выбрало Евгения Миронова (Порфирий Головлев, МХТ, «Господа Головлевы») и Марию Миронову (Федра, «Федра. Золотой колос» в Театре наций). В «мужском» конкурсе, где соревновались еще восемь артистов (и среди них, например, Александр Абдулов, Василий Бочкарев, Игорь Ясулович), «Масок» явно не хватало, потому Петру Семаку (Лир в МДТ) выдали спецприз «За мощь и полноту самоотдачи». Таким образом, жюри решило, что главные события сезона — и традиционнейшие (как спектакли Женовача), и нахально-экспериментальные (как «Федра» Андрия Жолдака) — были в Москве и Петербурге (додинский «Лир» оказался отмечен еще «Маской» за оформление — уже покойному Давиду Боровскому). Провинция не получила ничего.

Зато отыгралась в балете: лучшим спектаклем названа «Золушка», сделанная в Новосибирске Кириллом Симоновым, — зрелище претенциозное и беспомощное одновременно. Но понятное ветеранам жанра в жюри — нечто похожее могло считаться авангардом году в 73-м. Сегодняшний же день в искусстве для них непонятен и невозможен: в номинации «Современный танец» «Масок» вообще не вручили. В частных номинациях наградили Андрея Иванова (за главную роль в мариинской «Шинели» — творение, тоже ориентированное год этак на 48-й) и Евгению Образцову (за главную роль в мариинской «Ундине», которая, по совести, должна была собрать все призы). В этой ситуации удивительно, что балетмейстерский приз получил Алексей Ратманский — за «Игру в карты» в Большом. Трудно представить, что жюри, вознесшему аляповатую симоновскую «Золушку», понравилась и тонкая работа Ратманского — должно быть, рассудили: «Ну надо же и Большому что-то дать, и так его в опере обидели».

Подробнее: Время новостей

***