Самарский театр оперы и балета приглашает… задуматься о переменчивости человеческой судьбы — Фортуны
14-15 апреля в Самаре на сцене концертного зала «Дзержинка» Самарский академический театр оперы и балета представляет премьеру 2007 года балет-мистерию «O, FORTUNA!», поставленного на музыку сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» и симфонической фантазии П.И. Чайковского «Франческа да Римини».
По словам специалистов, два этих произведения контрастны — принадлежат разным музыкальным эпохам, стилям и жанрам. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» была написана в XIX столетии — в 1876 году; сочинению уже исполнилось 130 лет. Сценическая кантата «Кармина Бурана» целиком принадлежит ХХ веку. Впервые она прозвучала в 1937 году во Франкфурте-на-Майне. С тех пор, в течение 70 лет оркестрово-хоровое полотно «шествует» по всей Европе.
Идея объединить контрастную пару музыкальных шедевров в один спектакль принадлежит заслуженному деятелю искусств России Георгию Ковтуну (г. Санкт-Петербург). Он — автор либретто и хореографии двух одноактных балетов, представленных под общим названием «O, FORTUNA!». В их основе — идея переменчивости человеческой судьбы — Фортуны. Разные сюжеты связаны эпохой Средневековья, которая будет представлена двумя разными хореографическими стилями — это модерн и классика.
Cправочно:
Из истории сюжетов:
Немецкий композитор Карл Орф — автор сценической кантаты для солистов, хора и оркестра «Кармина Бурана». В основе произведения лежат «Байренские песни» (таков перевод слов «Сarmina Burana»). Они вошли в рукописный сборник XIII столетия, найденный лишь в начале XIX века в Баварии, в бенедиктинском монастыре. Уникальный сборник стихов странствующих средневековых вагантов — поэтов-музыкантов — стал поэтическим стержнем музыкального сочинения. Разнообразна и тематика текстов, среди которых застольные, юмористические, любовные песни, прославляющие простые земные радости. Карл Орф отобрал из них 24, сохранив в оригинале старонемецкий и латинский языки, и сочинил кантату для солистов, хора и оркестра. Современные хореографы находят в этой музыке неисчерпаемое вдохновение и простор для фантазии.
В спектакле на музыку К. Орфа несколько героев — Фортуна; Жизнь; Слепой юноша, благодаря Фортуне обретший зрение и познающий мир с открытыми глазами; стремящиеся к Фортуне, в надежде обрести счастье, пьяница и монах. Собирательный образ — Женщина в белом, и как символ жизни — Новорожденный ребенок. Главная идея спектакля — прославление жизни во всех ее проявлениях.
Великий русский композитор П. Чайковский в симфонической фантазии обратился к сюжету V песни «Ада» из «Божественной комедии» средневекового итальянского поэта и философа Алигьери Данте. В ее основе — легенда о трагической любви двух влюбленных — Франчески и Паоло.
В балете на музыку Чайковского получает развитие средневековая легенда, к которой обращался Данте. Немолодой и безобразный рыцарь Джотто мечтает о красавице Франческе. Чтобы заинтересовать молодую девушку, он посылает ей портрет своего брата — прекрасного Паоло. Влюбившись в романтический образ юноши, она соглашается стать его женой. У алтаря Джотто незаметно занимает место Паоло и становится ее супругом. Казалось бы, судьба ему благоволит и покровительствует. Но фортуна переменчива, а коварство не может уничтожить силу настоящей любви. Даже убив Франческу и Паоло, Джотто не властен разъединить их души.
*