Мы не орлы, орлы не мы: с российских экранов исчез положительный герой. Да он, похоже, и не нужен
Фраза из фильма «Простая история», ставшая крылатой: «Хороший ты мужик, но не орел». Из уст Мордюковой это звучало как приговор всему мужскому роду. Знала бы стихийная феминистка Саша Потапова, героиня Мордюковой, что экранные наши орлы отживали последние годы жизни.
Саша Потапова осталась в 50-х, а через несколько десятилетий экраны заполонили другие пернатые: соколы, индюки, даже, извините, петухи – но только не орлы.
Менялись времена, менялись положительные герои. Менялось само понятие «положительный герой». Менялось, менялось, да и разменялось вовсе. На положительном герое поставили крест как на пережитке социалистического реализма. Цельные натуры оказались за бортом киноискусства. Они стали неинтересны. Уже даже после того, как прошло увлечение экранными киллерами, сутенерами и проститутками, на экранах героями нашего времени мелькали сопляки с вывихнутым сознанием, претендующие на духовные искания, вроде персонажа Константина Хабенского из фильма «В движении».
Может, мы должны сначала прожевать этот «букет» из негодяев и обманщиков, чтобы потом спокойно сесть перед экраном и без раздражения посмотреть на нашего, made in Russia, рыцаря без страха и упрека?
Кто сказал, что положительный цельный герой – пережиток соцреализма? В таком случае Голливуд – его цитадель, коль скоро голливудский продукт, завоевавший весь земной шар, немыслим без правдоискателя с открытым лицом и честными помыслами. Какими и были Ульянов, Матвеев, еще раньше – Чирков, Меркурьев. Будь они живы сейчас – кого бы играли?…
*