АвтоВАЗ одобрил запуск проекта нового автомобиля класса С, разработанного канадской Magna. Стоимость машины не превысит $12 тыс. Одновременно партнеры хотят изменить один из ключевых элементов проекта – отказаться от строительства отдельного завода для выпуска новой модели, разместив производство на АвтоВАЗе. По оценкам участников проекта, это удешевит его минимум на ?500 млн.

Как сообщил Ъ источник на АвтоВАЗе, в понедельник комитет по стратегии завода при совете директоров одобрил запуск серийного производства автомобилей на новой платформе класса С, разработанной канадской Magna. Базовая цена будущих машин установлена в диапазоне $10-12 тыс. Дальнейшего одобрения ТЭО советом директоров АвтоВАЗа не потребуется, поскольку еще осенью 2006 года совет одобрил рамочное соглашение с Magna о сотрудничестве. В пресс-службе АвтоВАЗа и в российском офисе Magna от комментариев отказались. Однако глава Роспрома, член совета директоров АвтоВАЗа Борис Алешин (возглавляет комитет по стратегии завода) подтвердил Ъ, что «АвтоВАЗ принципиально одобрил ТЭО, представленное Magna».

По данным Ъ, Magna представила АвтоВАЗу четыре варианта сроков окупаемости «проекта С». Они складывались из конечной базовой цены автомобиля: до $8 тыс., $8-10 тыс., $10-12 тыс. и $12-14 тыс. Первые два варианта, утверждает собеседник Ъ, не устроили АвтоВАЗ, потому что «выпадали из привычного для него сегмента value for money, то есть сегмента автомобилей относительно неплохого качества за разумные деньги». Вариант с $14 тыс. АвтоВАЗ отверг как дорогостоящий. В ценовом диапазоне $10-12 тыс. будут находиться три базовые модели класса С: седан, универсал и хетчбэк. Производные от этих моделей (минивэны, кроссоверы) могут быть дороже, поскольку будут выпускаться более мелкими партиями.

В то же время, уточнил источник Ъ на АвтоВАЗе, завод поручил Magna доработать ТЭО «в части снижения инвестиционной нагрузки на проект». Борис Алешин отметил, что «партнеры могут отказаться от создания производства в чистом поле». От дальнейших комментариев чиновник воздержался. Источник Ъ пояснил, что Magna должна дать ответ, можно ли разместить производство новых машин класса С на самом АвтоВАЗе. Вариант строительства нового завода может быть отвергнут как слишком дорогостоящий. Размещение производства на АвтоВАЗе, по словам собеседника Ъ, «избавит завод и Magna от чрезмерных вложений в инфраструктуру»: экономия составит не менее ?500 млн.

Таким образом, параметры крупнейшего на сегодня в российском автопроме проекта могут быть пересмотрены. В декабре Борис Алешин заявил, что Magna и АвтоВАЗ собираются построить за территорией автозавода новое автосборочное предприятие стоимостью ?1,5 млрд, а в конце декабря партнеры подписали соглашение о разработке новой платформы автомобиля класса С. Новый завод должен был выпускать девять моделей на этой платформе. Его планировалось строить в две очереди мощностью 220-240 тыс. машин каждая. Вложения в первую очередь должны составить около ?800 млн, во вторую – ?700 млн. АвтоВАЗ и Magna собирались инвестировать и владеть производством на паритетных началах.

Между тем, поясняет собеседник Ъ, «при строительстве завода в чистом поле сроки окупаемости проекта растягиваются до семи лет». Размещение нового производства в корпусах самого АвтоВАЗа, по оценкам источника Ъ на заводе, могло бы снизить срок окупаемости проекта минимум до пяти лет. По его словам, чертежи нового сборочного производства под «проект С» АвтоВАЗу подготовила Hyundai Corp. (занимается проектировкой автопроизводств), и «без учета затрат на инфраструктуру его создание обойдется в ?870 млн». «Мы не хотели бы выходить за эти рамки»,– сообщил собеседник Ъ. В каком именно корпусе АвтоВАЗ рассчитывает разместить новое производство, он не уточнил. Зато добавил, что под снижением инвестиционной нагрузки следует понимать не только смену площадки, но и работу Magna с поставщиками автокомпонентов. С ними достигнуты предварительные договоренности о ценах на новые модели класса С, однако окончательно цена поставок будет ясна к началу мая. Тогда же Magna даст окончательный ответ АвтоВАЗу, где именно лучше разместить новое производство.

Отраслевые эксперты неоднозначно относятся к идее АвтоВАЗа отказаться от строительства нового завода. По мнению гендиректора «АСМ-Холдинга» (крупнейшая аналитическая и лоббистская структура в машиностроении) Александра Ковригина, «свободных корпусов с подведенной инфраструктурой на АвтоВАЗе нет, поскольку завод загружен на полную мощность». Сокращать действующее производство в пользу создания нового, по его мнению, «может быть даже затратнее».

Отметим, ранее президент группы АвтоВАЗ Владимир Артяков заявлял Ъ, что завод ни в коем случае не должен сокращать выпуск существующего модельного ряда, так как в противном случае начнет терять долю рынка до 2009 года (до запуска «проекта С»). Но глава Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин не согласен с коллегой. Он отметил, что когда АвтоВАЗ запускал переднеприводные модели, это сопровождалось достройкой корпусов. «Сейчас там предостаточно свободных территорий и корпусов, есть даже вертолетная площадка»,– подчеркнул господин Блохин, отметив, что стоимость строительства завода «гринфилд» – не менее ?1 тыс. на кв. м, тогда как «браунфилд» – не более ?300-350.

Об этом пишет сегодня газета «Коммерсант»

***