Як-130 считается одним из перспективных проектов российского авиапрома. Он, как и МиГ-АТ, привлекает потенциальных заказчиков соотношением «цена — эффективность» и эксплуатационно-техническими характеристиками. На мощностях предприятия «Сокол» (г.Н.Новгород) будут изготавливать самолеты для российских ВВС, а в научно-производственной корпорации «Иркут» — для поставок на экспорт.

В ближайшие месяцы будет получено предварительное заключение о соответствии самолета Як-130 требованиям заказчика. Полностью завершить государственные совместные испытания (ГСИ) планируется в середине следующего года.

    Со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе Интерфакс-АВН сообщает, что испытания идут интенсивно, в некоторые дни по программе ГСИ выполняется по два испытательных полета. Задействованные в них машины на начало года суммарно выполнили 156 полетов с общим налетом более 360 часов. В настоящее время ведутся летно-прочностные испытания Як-130, а также испытания самолета на устойчивость и управляемость.

    Учебно-боевой самолет Як-130 разработан для начальной и повышенной подготовки курсантов и летчиков с имитацией полета всех существующих и перспективных истребителей.

    Напомним, что в июле 2006 года при проведении государственных испытаний из-за отказа техники экипажу в составе летчика-испытателя ОКБ им. Яковлева Олега Кононенко и ведущего летчика-испытателя Государственного летно-испытательного центра ВВС им. Чкалова полковника Сергея Щербины на высоте 3.000 метров пришлось катапультироваться.

    Установленная на самолете четырехкратно резервированная система управления дала сбой. Госкомиссия в акте указала, что причина случившегося с Як-130 — потеря управляемости самолета в полете одновременно по тангажу, крену и рысканью вследствие нештатной работы системы КСУ-130 (командная система управления). При нарушении в цепи питания не произошло подключения исправных резервных каналов управления рулевыми приводами. По оценке специалистов, подобная неполадка, способная вызвать отказ сразу всех четырех каналов, возможна в одном случае из миллиона.

    Ранее планировалось закончить ГСИ уже в этом году, теперь срок их окончания перенесен на 2008 год. По всей видимости, это связано с изменениями в программе ГСИ и дополнительными полетами по случившемуся отказу. Такой подход у специалистов не вызывает удивления. Поспешность в испытаниях Як-130 недопустима, ведь он станет летающей учебной партой для тех, кто выбрал дорогу военного летчика.

    Однако сроки поставки самолетов Як-130 заказчикам сдвигаться не будут. Первые четыре из 12 заказанных машин получит Минобороны России в этом году, а поставки самолетов в Алжир начнутся с 2008 года. Всего же, по прогнозам экспертов, на российский и зарубежный рынки возможна поставка около 1.000 этих самолетов.

    Як-130 считается одним из перспективных проектов российского авиапрома. Он, как и МиГ-АТ, привлекает потенциальных заказчиков соотношением «цена — эффективность» и эксплуатационно-техническими характеристиками.

    На мощностях предприятия «Сокол» (г. Н. Новгород) будут изготавливать самолеты для российских ВВС, а в научно-производственной корпорации «Иркут» — для поставок на экспорт. Запланирован темп выпуска самолетов в Нижнем Новгороде до 8 машин в год, а в Иркутске — около 15-20.

    В мае этого года намечена поставка первой партии крыльев на нижегородский авиазавод. Это станет началом практической реализации совместного проекта корпорации «Иркут» и авиазавода «Сокол» по программе серийного выпуска самолетов Як-130. По оценкам специалистов, изготовление крыла составляет примерно 35 процентов всех трудозатрат, связанных со строительством этой машины.

Подробнее: «Красная звезда«

***