Кино: Великая китайская плотина
На «Весенней эйфории» в «Ролане» прошла премьера «Натюрморта» Цзя Чжанке – фильма-победителя фестиваля в Венеции, выходящего на днях в российский прокат.
Герои «Натюрморта» кажутся лишь деталью индустриального китайского пейзажа
Фото: Коммерсантъ |
Тем, кто еще не успел побывать в Китае, «Натюрморт» способен подарить эффект присутствия. Не только потому, что в картине засняты Сычуань и знаменитая плотина «Три ущелья», но потому, что сверхчувствительная цифровая камера добивается объемности каждого кадра, одновременно застывшего, как натюрморт, и подвижного, как воздух, вода и остальные стихии. При переводе на большой экранный формат достигается стереоскопическая глубина: зритель оказывается буквально внутри фантастического пейзажа, природная красота которого усилена дикой мощью гигантских искусственных сооружений.
С одной стороны реки Янцзы растет город-сад, на другой рушатся старые дома и воздвигаются какие-то новые постройки, напоминающие космические корабли. Одна из таких построек вдруг отрывается от земли и медленно взлетает в воздух, придавая происходящему уже вполне фантастический масштаб. В другой раз мы видим некий пролетающий объект в небе, и нет уверенности, что он земного происхождения. Ощущение космоса присутствует во всем – начиная с выбранной для круговых панорам точки съемки и кончая «инопланетностью» фактур.
. В какой-то момент «Натюрморт», показывая затопленные города и веси, стариков, выселяемых из своих гнезд, начинает напоминать распутинское «Прощание с Матерой». Но опять же без тени русской патриархальной тоски и обреченности, с философской уверенностью, что сменится еще не одна династия правителей и не одно поколение разрушителей-строителей, а Китай будет стоять, устремленный в вечный круговорот жизни.
Динамизм и спокойствие – это удивительное сочетание отыгрывается как в сюжете, так и в стиле фильма, придавая ему завораживающий ритм и делая уникальным даже на фоне серьезных достижений китайского кино. Режиссер Цзя Чжанке, уже известный впечатляющими лентами «Платформа» и «Мир», оказывается в «Натюрморте» на пике современной кинематографической формы и актуальности в самом незамыленном смысле слова.
***