В одном из последних номеров авторитетного журнала Nature Neurosci. сообщается о работе американских ученых, которые избавили крыс от одного болезненного (и в прямом, и в переносном смысле) воспоминания, не затронув при этом другие «дары Мнемозины».

Эксперты предупреждают: знание химии мозга и возможности ею манипулировать будут важным средством управления поведением, имеющим серьезные политические последствия.

Екатерина Силина, «Механика мышления-2».

Источник: Каталог выставки «Все в мире относительно», Москва, Политехнический музей, 2005 год.

Сотрудники Центра неврологических исследований Нью-Йоркского университета выработали у крыс рефлекс испуга: два музыкальных звука сопровождались электрическими ударами. Затем половине грызунов дали некий препарат, который вызывает частичную амнезию (для людей его применение запрещено). После этого всем зверькам напомнили один из пугающих звуков.

Сутки спустя оба «шокирующих» звука прокрутили для крыс снова. Те из животных, которые не получали препарат, испугались, словно их вновь ударили электрическим разрядом. А вот их собратья, прошедшие курс «лечения», никак не реагировали на звук, который им проигрывали, когда они находились под воздействием лекарства. По мнению экспериментаторов, это свидетельствует о том, что не просто была прервана связь между памятью и болезненным ответом – само страшное воспоминание стерлось.

Это означает, помимо всего прочего, что мы вступаем в мир, в котором каждый человек в принципе сможет конструировать по собственному выбору свою ментальную среду обитания, свои воспоминания, а значит, и свою личность. Или за него это будут делать соответствующие «компетентные органы».

Представьте картинку: вы приходите в аптеку и спрашиваете у продавца-нейроконсультанта «легкие эротические воспоминания в ампулах по два кубика». Или наоборот: «настойку трагедийного катарсиса на спиртовой основе». Возможно, у вас даже рецепта не спросят. Или у вас будет рецепт на льготные воспоминания.

Независимая газета.

***