Говорят, что грязно там, где не убирают. Москву вроде и моют, и чистят регулярно. Но, возвращаясь из Европы, москвичи невольно задаются одним и тем же вопросом: Почему в Лондоне, Париже или в Берлине можно целый день проходить в белой рубашке, а дома, в Москве, после пешей прогулки она очень быстро превратится в серую, да и обувь покроется толстым слоем пыли?

Ответ на эти вопросы искал накануне традиционных городских субботников в апреле корреспондент «РГ».

Выяснилось, что столичная казна не скупится: более 10 миллиардов рублей в год тратится на уборку улиц города. Что любопытно, деньги эти распределяются примерно поровну между мытьем-подметанием в теплое время года и борьбой со снегом зимой. Конечно, бывают и исключения.

— Минувшей зимой впервые в истории Москвы мыли дороги! — рассказала «РГ» пресс-секретарь департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Марина Орлова. — Причем не один раз, а несколько. Иначе было нельзя — погода стояла теплая, асфальт покрылся маслянисто-пыльной пленкой. Она мешала реагенту растапливать снег и, чтобы дороги не превратились в сплошную катушку, их приходилось отмывать с шампунем, как обычно делается осенью, перед подготовкой к зимнему сезону.

Впервые в этом году центр столицы попробовали и пропылесосить, что в Европе делается по нескольку раз на дню давным-давно. Но мощные агрегаты сумели избавить пока московские улочки лишь от щебня, которым нынче столичные дворники (заметим, тоже впервые!) щедро посыпали тротуары в зимнее время, оберегая горожан от гололеда. Грязь, увы, так и осталась лежать почти нетронутой.

Ну а про то, как традиционно в теплое время года по городу гоняет пыль подметально-уборочная техника, можно и не говорить — все видят сами. Шеститысячная армия поливальных машин в основном смывает грязь с середины дорог к обочинам. Эти и тому подобные очистительные процедуры предписаны Правилами санитарного содержания территорий…, утвержденными постановлением правительства Москвы 9 ноября 1999 года N 1018. «Пока не будет устранена причина появления грязи, город от нее не избавится», — пояснил «РГ» один из сотрудников НИИ департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Так в чем же она, эта причина? Одни считают: дело в том, что слишком много в российской столице строек.

Для справки: в 2007 году в Москве собираются построить свыше пяти миллионов квадратных метров жилья, два десятка школ, сотню детских садов, сотни стоянок и гаражей, транспортные развязки и другие не менее значимые объекты как в центре, так и в спальных районах города.

— А там, где стройка, всегда много грязи, мэр недаром в прошлом году поднял эту проблему, — говорил в беседе с корреспондентом «РГ» заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. — Какие-то меры уже приняли. В частности, со строительных площадок теперь не выпускают машины с грязными колесами — везде мойки организовали. Но при рытье котлованов часть земли все равно разносится по округе.

Другие, как сотрудники ГИБДД Москвы, вину за грязь возлагают на обилие транзитного транспорта. И в самом деле, иногородние машины, например, сразу узнаешь по плотному серо-коричневому налету, под которым часто даже их цвета не видно. Машин же таких — тысячи! Заставить всех владельцев и водителей трейлеров каждый раз перед въездом в город мыть транспорт пока не удается.

Во-первых, потому, что будь все авто даже залеплено грязью, но если государственный номер на нем протерт тряпочкой и читается, то в соответствии с Административным кодексом дорожные инспектора не имеют права даже остановить водителя, не говоря уж о том, чтобы оштрафовать его. Да и цены на столичных автомойках кусаются: от 200 до 700 рублей! К тому же, как объяснил «РГ» владелец одной из подмосковных компаний, занимающейся доставкой грузов в столицу, даже если машину помыть на МКАДе, а затем проехать километров десять по Кольцу или по городским окраинам, то авто снова будет выглядеть как немытое.

Если же присмотреться к наиболее грязным участкам улиц, то можно заметить интересную взаимосвязь — грязи больше там, где есть открытый грунт или газон. Исключение — окрестности Кремля. Здесь газоны ухожены как надо, а дорожки вылизаны почти языком. Вот и этой весной с конца марта подрядные организации ГУПа «Доринвест» и филиала ГУПа «Доринвест N8 «Кремлевское кольцо» привели в порядок более 2 тысяч квадратных метров газонов в Александровском саду и на Кремлевской набережной.

На очереди сейчас — высадка рассады виолы и оформление вертикальных цветочных композиций у Вечного огня и памятника Жукову, которые будут готовы ко Дню Победы. Но затраты на эти и многие другие работы идут здесь не столько из городского бюджета, сколько из федерального кошелька. Столичному бюджету выделение таких денег на озеленение всей территории Москвы не под силу. Хотя он и без Кремля ежегодно выделяет на эти цели порядка миллиарда рублей. Значительная часть этих средств идет на реконструкцию и посадку газонов. Ведь по существующим правилам открытых участков почвы или грунта в городе вообще быть не должно. Растительности может не быть лишь во время строительных или ремонтных работ. Однако это правило действует лишь на бумаге.

Подробнее: «Российская газета«

***