Реорганизация налоговой службы, проводимая ее новым руководителем Михаилом Мокрецовым, перевела контроль за уплатой налогов физическими лицами в ведение специального управления.

Идея введения после окончания налоговой амнистии тотального контроля за расходами граждан, озвученная пока только в виде предложений, похоже, получает все большие шансы материализоваться. Вслед за озвученным недавно намерением Федеральной налоговой службы (ФНС) сформировать единый федеральный информационный ресурс сведений о доходах физических лиц налоговики выступили с очередной идеей ужесточения контроля за налогоплательщиками. Начатая реорганизация структуры центрального аппарата ФНС подразумевает, что объектом контроля отныне станет не налог, а налогоплательщик — физическое лицо.

Реорганизация налоговой службы, проводимая ее новым руководителем Михаилом Мокрецовым, перевела контроль за уплатой налогов физическими лицами в ведение специального управления. В новой структуре ведомства не будет управления администрирования ресурсных и имущественных налогов. Управление администрирования налогов физических лиц (вместо управления администрирования налогов с доходов физических лиц) будет контролировать не только подоходный, но и земельный, а также имущественный налог, уплачиваемый гражданами. А в перспективе — налог на недвижимость. «Отрабатывается модель контроля, в которой объектом контроля является не налог, а налогоплательщик — физическое лицо», — поясняют в ФНС.

В новой структуре ФНС вновь не будет управления крупнейших налогоплательщиков. Его функции переданы управлению контрольной работы. Ранее ФНС неоднократно проводила объединение и разделение этих управлений, теперь управления налогового контроля и крупнейших налогоплательщиков вновь объединены. «Реорганизация вызвана усилением аналитического и контрольного направлений в работе налоговой службы в целом»,— говорят в пресс-службе фискального ведомства.

Кажущиеся на первый взгляд глубоко ведомственными кадровые перестановки на самом деле несут в себе значительный резерв для введения системы тотального контроля за соответствием расходов доходам каждого конкретного гражданина. Хотя тягу к созданию собственных информационных баз и реестров российские налоговики питают давно, для обобщения всего наработанного не хватало ни кадров, ни финансовых возможностей.

Помимо реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, фискалы пытаются составить общероссийский ресурс недействительных паспортов, а также более восьми лет ведут единый госреестр налогоплательщиков, куда попадают самые разные данные: и о смене человеком места жительства, и о приобретении недвижимости. Наконец совсем недавно налоговики выступили с намерением создать общероссийский реестр сведений о доходах физических лиц.

Данных, которыми владеет налоговая служба, изобилие. Но сегодня с декларациями по подоходному налогу работает один инспектор, начисляет имущественный налог — другой, а транспортный — третий, воедино же эта информация практически никогда не сводится. За исключением, конечно, случаев, когда этими данными интересуются правоохранительные органы: тогда всплывают на поверхность все недоимки вглубь на десять лет, что продемонстрировали несколько показательных процессов над участниками дела ЮКОСа.

Подробнее: «Время новостей«

***