В Кремлевском дворце Гуандунская труппа акробатов и Шанхайский балет представили совместную постановку – балетно-цирковое шоу «Лебединое озеро». За два года, прошедшие со дня шанхайской премьеры, китайское «Озеро» успело выработать у журналистов стереотипы рецензий.

Мир потерял уникальную балерину: У Чжендань творит чудеса, танцуя Одетту в китайском цирке

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА приняла цирк как должное, но была наповал сражена балетом.

За два года, прошедшие со дня шанхайской премьеры, китайское «Озеро» успело выработать у журналистов стереотипы рецензий. Одни оперирует цифрами: постановку стоимостью $5 млн готовили три года, номера ставили два десятка режиссеров и балетмейстеров под предводительством хореавтора Чжао Мина, задействовав 95 артистов из двух трупп. Декорации, реквизит и костюмы едва умещаются в семи морских контейнерах. А вырос этот эстрадный «Титаник» из одного-единственного номера «Восточный лебедь» на музыку «белого» адажио из балета Чайковского, за который семейная пара акробатов отхватила золото на конкурсе в Монте-Карло.

Другие авторы, хоть и восхищаются изобретательностью трюков, пишут о «Лебедином» с изрядной долей снисходительности – дескать, можно ли всерьез относиться к зрелищу, где Чайковский порублен в мелкую капусту, в котором вместо «маленьких лебедей» пляшут на руках зеленые «лягушата», помахивая в воздухе ногами в ластах, а на музыку «Русской» сворачивается в узел пухлая женщина-змея?

Китайцы действительно обошлись без пафоса и умничанья. А просто разыграли сказку – принц, увидев во сне заколдованную девушку-лебедя, скитается по миру, обнаруживает свою избранницу в царстве Злого гения и в жестокой битве убивает супостата. Сюжет разукрасили спецэффектами – дымами, миганием стробоскопов, циклопическими декорациями – и с изрядной находчивостью влили в эту форму сногсшибательный коктейль из цирка, мюзик-холла и балета.

Чисто цирковые номера – и полеты на трапециях, и прыжки на шестах, и даже акробаты на ходулях, концы которых обуты в пуанты,– воспринимаются как должное. Остроту зрелищу придают смешанные жанры: в неаполитанском танце девушки жонглируют мячиками, семеня на пуантах в па-де-бурре; «испанцы», разъезжая на одном колесе, успевают притормозить, чтобы помочь своим «испанкам» навертеть пируэтов на пальцах; канканя на пуантах и накручивая фуэте, перекидываются шляпками китаянки; а под колосниками на отчаянно раскачивающемся шесте (изображается морская качка) воздушный акробат по музыку «крестьянского вальса» вниз головой исполняет натуральное адажио. Роль клоунов отведена четырем корявым мужикам в пачках и на пуантах – они так и норовят предложить себя принцу вместо ускользающей Одетты.

Подробнее: ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 58 (№ 3634) от 07.04.2007, СБ

***