Обет безбрачия. Почему молодые люди не спешат в ЗАГС
Как современные люди находят себя внутри тысячелетнего института по имени «семья»? Иногда на этот вопрос легче ответить, изучая ее «альтернативу» — гражданский брак. Кто победит: поклонники официального брака или гражданского? И хотя у ученых еще нет полных данных о скорости распространения незарегистрированных браков, невооруженным глазом видно, что их становится все больше. Почему это происходит? Может ли гражданский брак серьезно потеснить официальный?
Неофициальные ценности
28-летняя пиар-менеджер Мария Родина познакомилась со своим будущим гражданским мужем Артемом в университете: он был ее однокурсником. На втором курсе молодые люди стали встречаться, а года через полтора решили жить вместе. Неофициальный брак молодых людей длился шесть лет. «Сначала мы не женились, потому что просто были маленькие, — вспоминает Мария. — Потом как-то не думалось об этом. Потом подумалось, но тут у нас случился довольно большой раздор. Потом наступил период, когда, как это ни парадоксально звучит, некогда было. При этом никто из нас никогда не говорил «я против свадьбы» или «нам такие условности ни к чему». Артем повсюду называл меня женой. Может быть, ему было и так комфортно. А я в какой-то момент тоже не смогла для себя ответить, зачем же мне нужен штамп, поэтому и не настаивала». На седьмом году совместной жизни молодые люди все-таки расписались. При этом никакой внешней причины для этого не было. «Артем просто сказал: хочу в ЗАГС», — смеется Мария.
Незарегистрированные браки — явление для нашей страны далеко не новое. Они существовали на всем протяжении советской истории, просто сначала их никто не считал, а потом говорить о них было не принято. А главное — штамп в паспорте был необходим человеку для более комфортного существования в советском обществе — для партийной и служебной карьеры, выезда за рубеж. С начала 90-х годов эти причины практически перестали быть актуальны и число браков стало уменьшаться. «В 2002 году по сравнению с переписью 1989 года снизилось количество зарегистрированных браков, а число людей, никогда не состоявших в браке, увеличилось на 40 процентов», — говорит социолог фонда «Общественное мнение» Елена Вовк. Однако, по ее мнению, уменьшение числа зарегистрированных браков компенсировалось ростом доли неофициальных союзов (в научной терминологии — сожительств).
Впервые официальные данные о распространенности незарегистрированных союзов в масштабах всей страны были получены во время переписи 2002 года. Переписной лист содержал не только вопрос о том, состоит гражданин в браке или нет, но и зарегистрирован ли этот брак. Выяснилось, что примерно 10 процентов заявленных браков не зарегистрированы.
Исследования социологов свидетельствуют, что вопреки распространенному убеждению гражданские браки — это не только «молодежное увлечение».
— Незарегистрированные отношения есть во всех возрастах, но в разных соотношениях, — говорит Елена Вовк. — Зависимость примерно такая: в молодом возрасте соотношение зарегистрированных и незарегистрированных браков 50 на 50, в более старших возрастных группах доля сожительств снижается. Чем люди старше, тем меньше становится сожительств.
По словам Вовк, статистика свидетельствует, что чаще всего после трех-пяти лет жизни в гражданском браке пара либо распадается, либо регистрирует свой союз. Однако считать гражданский брак только репетицией брака официального было бы неправильно. «Для одних сожительство — это полноценная замена брачному союзу. Для других — это «пробный» брак, возможность проверить прочность чувств и совместимость характеров. Для третьих — возможность лучше узнать друг друга, чтобы впоследствии принять или не принять решение о браке с полной ответственностью. Для четвертых сожительство — это до определенного срока удобный, но не заменяющий брак способ быть с близким человеком», — говорит социолог.
Подробнее: «Российская газета«
***