Минтранс России поддержал предложение менеджмента ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) о консолидации аэропортовых активов. Как сообщил глава министерства Игорь Левитин, варианты объединения сейчас обсуждаются. Мнения участников рынка о целесообразности такого проекта разошлись.

О поддержке предложения ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (100% акций в госсобственности) консолидировать аэропортовые госактивы в единый холдинг сообщил министр транспорта Игорь Левитин. Проект МАШ подразумевает передачу в его уставный капитал госпакетов крупнейших аэропортов России (с пассажиропотоком не менее 400 тыс. человек в год) и выделение в отдельную структуру хэндлингового бизнеса – обслуживание пассажиров, багажа, грузов и самолетов.

По словам министра, окончательное решение о создании госхолдинга будет принято не раньше, чем правительство в апреле рассмотрит концепцию управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов). Чиновник уточнил, что возможны две схемы объединения. «Для нас предпочтительнее, если госпакеты акций аэропортов будут переданы или в управление МАШ, или в его уставный капитал. Но это уже как решит правительство»,– пояснил министр, не исключив впрочем, что может быть создана новая компания, в которую передадут и акции самого МАШ.

Что касается перечня аэропортов (полный их список до сих пор не разглашался), то, по словам Игоря Левитина, речь прежде всего идет об аэропортах-хабах (крупные транзитные узлы) и средних по масштабам бизнеса стратегических аэропортах. Это, в частности, аэропорты Самары (Курумоч), Екатеринбурга (Кольцово), Новосибирска (Толмачево), Иркутска, Омска, Астрахани и ряд аэропортов на юге России. В будущем возможны проведение IPO холдинга и продажа на рынке до 49% его акций (сейчас ни один аэропорт России не торгуется). «Холдинг делается не для конкуренции внутри России, а для конкуренции с иностранными аэропортами,– резюмирует господин Левитин.– Если мы его сделаем быстро, то у такого холдинга есть очень хорошая перспектива расширения за счет покупки или консолидации с аэропортами Европы и Юго-Восточной Азии».

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков считает, что перенос опыта управления московскими аэропортами в регионы позитивен и действительно «может увеличить стоимость холдинга и привлекательность для инвесторов в свете будущих планов по IPO». «Однако о стоимости холдинга и тем более о сумме, которую он сможет выручить в ходе публичного размещения, говорить рано,– отмечает эксперт.– Это зависит от того, какие активы в него войдут. Понадобится также не менее двух лет полноценной его работы с итогами финансовой отчетности по международным стандартам». По оценкам Росавиации, в 2005 году суммарная прибыль аэропортов России составила около $1 млрд.

«У меня есть ощущение, что частные акционеры будут против такого объединения и будут возникать конфликты»,– считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По мнению эксперта, создание эффективного единого хэндлингового оператора не требует консолидации активов в аэропортах. «Любая управляющая надстройка не требует передачи госпакетов акций в отдельную структуру. Можно воспользоваться вполне законным механизмом управления – через госпредставителей совета директоров аэропорта»,– резюмирует господин Пантелеев.

www.kommersant.ru.

***