На мотоцикле вы можете ловко выписывать виражи, объезжать машины в пробке, но вся дорожная грязь, пыль или дождь будут ваши. В автомобиле – комфортно, но в манёвренности с мотоциклом ему не тягаться. Так как насчёт гибрида первого и второго?

Знаем, знаем. Эту необычную машину вы уже видели в нашем журнале. Но расскажем мы вам не о ней, хотя и этот аппарат здесь появился вовсе не случайно (фото Carver Europe).

В очередной раз, как водится, «революционизировать автотранспорт» вознамерилась компания Venture Vehicles из Лос-Анджелеса. Она разработала аппарат по имени VentureOne.

Это двухместный трицикл. Длина машины — 3,6 метра, ширина – немного больше мотоцикла, но уже, чем любая микролитражка. Главное предназначение – экономичная и проворная машина для повседневных разъездов, а если для путешествий, то налегке.

Как видно по рекламной заставке компании, авторы VentureOne делают главный упор на сочетании 100 mpg со 100 mph, что в переводе на привычные нам величины означает расход горючего в 2,36 литра на 100 километров и максимальную скорость 161 километр в час (иллюстрация Venture Vehicles).

Основной корпус VentureOne (за исключением заднего блока, где находятся силовая установка и задние колёса) может наклоняться на угол до 45 градусов в каждую сторону.

Причём, в отличие от мотоцикла, бегающего на двух колёсах и легко откликающегося на поворот руля и смещение центра тяжести седока, здесь наклон обеспечивается не «сам по себе». Им «заведует» умная гидравлическая система Dynamic Vehicle Control (DVC). На то, чтобы переложить машину максимально справа налево (при переходе из одного крутого поворота в другой), водителю требуется примерно секунда. А текущий угол наклона транспортное средство выбирает, исходя из поворота руля и скорости движения.

Вы можете, конечно, сказать, что на компьютерных картинках всё выглядит здорово, а вот как эта система будет работать в реальности… Но тут у американцев есть козырь. Они вовсе не являются авторами описанного выше принципа.

Так Venture Vehicles поясняет завидную устойчивость наклоняющегося трицикла. Внизу: VentureOne не откажешь в яркой внешности (иллюстрации Venture Vehicles).

Систему DVC несколько лет назад разработала голландская компания Carver Engineering. И даже построила такой трицикл.

Помните, рассказывая о качающемся трицикле Clever, мы поведали вам и о машине Vandenbrink Carver, прародителе всех машин этого типа?

Ныне голландский аппарат сменил имя на Carver One. Его продаёт компания Carver Europe с головным офисом в Дордрехте, близ Роттердама, там же, где базируется и Carver Engineering (обе фирмы входят в один холдинг).

Максимальный наклон Carver One выглядит страшновато, но машина очень устойчива, тем более, что двигатель располагается низко. А уж в повороте такой наклон для узкого аппарата окажется просто незаменимым (фотографии Carver Europe).

Carver One выпустили небольшим тиражом — 24 штуки. Зато все их продали состоятельным любителям острых ощущений. А ещё Carver с восторгом опробовал Ричард Хаммонд (Richard Hammond) из телевизионной программы Top Gear (на сайте Vehicle Control этот ролик лежит в разделе «Видео»).

И что? В городах по-прежнему засилье самых обычных автомобилей, занимающих на дороге много места. При том, что в 95% из них (на глаз) едет один лишь человек – сам водитель. Расточительно.

Приборная панель VentureOne. В центре – система навигации. Вообще по своему оснащению американский последователь Carver»а будет богаче (иллюстрация Venture Vehicles).

Голландцы договорились о сотрудничестве со знаменитой в мире автоспорта компанией Prodrive, пообещав выпустить партию в 500 машин, а там, глядишь, и больше. Компания Carver Europe даже принимает заказы на свой трицикл.

Но главный «прокол», как нам кажется, не исправишь. Этот удивительный аппарат действительно даёт водителю необычные ощущения от вождения (посадка как в автомобиле, а виражи проходишь как на мотоцикле). Да только в качестве разъездного авто покупатели Carver как-то не воспринимают.

В чём же тогда смысл копирования американцами уже существующей и при этом спорной технологии? Они заключили соглашение о сотрудничестве с Carver Engineering, чтобы получить технологию DVC, но теперь намерены развить эту схему в сторону практичности.

Если Carver явно адресован любителям погонять с ветерком, то VentureOne нацеливается на кошельки любителей «зелёных» технологий и экономичной езды. Потому на своей американской «рыбке» Venture Vehicles задумала применить гибридный привод и, как вариант, чисто электрический силовой агрегат.

Две версии привода VentureOne, подключаемый гибрид и электромобиль: сиреневый цвет — ДВС, зелёный — мотор-колёса и подключение к розетке, синий — преобразователь напряжения и контроллер, красный — литиевые аккумуляторы, оранжевый — топливный бак (иллюстрация Venture Vehicles).

Гибрид компания намерена выпускать в двух модификациях: E50 и Q100. Первый поэкономичнее, второй — с чуть большим расходом топлива, но мощнее и быстрее. Максимальные скорости E50 и Q100 — 161 и 193 километра в час соответственно.

В любом случае, в задней части машины будет втиснут крошечный бак. Его ёмкость — всего 15,1 литра. Но их хватит (по оценке компании) более чем на 565 километров для E50 и 485 километров для Q100. Для сравнения: средний расход горючего у Carver One — 6 литров, а ведь голландский трицикл сопоставим по форме, массе и размерам со своим американским «младшим братом».

Гибрид будет последовательного типа: крошечный ДВС должен вращать генератор, мощностью 15-20 киловатт, тот не спеша подзаряжать батареи, а уж от них должны питаться два электромотора, приводящие задние колёса. Их общая мощность составит 50 и 100 киловатт, соответственно, для E50 и Q100.

В качестве буфера энергии — литий-ионная батарея ёмкостью 3 киловатт-часа. Немного? Однако, по расчётам инженеров Venture Vehicles, 544-килограммовому аппарату этого запаса электричества должно хватить на 32,2 километра хода без включения ДВС.

Элементы конструкции, работающие на безопасность VentureOne: 1 — переднее колесо, 2 — прочная «клетка», 3 — деформируемая рулевая колонка, 4 — защитные брусья в дверях, 5 — подушка безопасности, 6 — 3-точечные ремни, 7 — защита двигателя, 8 – деформируемое крепление двигательного отсека, 9 — электронные системы: антиблокировочная и стабилизации, 10 – бампер (иллюстрация Venture Vehicles).

Особняком стоит модификация VentureOne EV. Максималка — 121 километр в час, дальность хода — всего 193 километра. Зато расход топлива — ноль, поскольку этот аппарат ездит исключительно за счёт энергии аккумуляторов, которые быстро заряжаются от сети (при наличии розетки, допускающeй большой ток – всего пять минут). Аккумуляторов, к слову, тут будет побольше — на 17 киловатт-часов, а вот моторы скромнее – общей мощностью 40 киловатт.

Не только электрический вариант VentureOne, но и его гибридные версии будут подзаряжаться от сети. В последнем случае их расход топлива будет ещё ниже.

Ну и сочетание безопасности, более близкой к таковой у автомобиля, с динамикой и удовольствием от вождения как у мотоцикла — остаётся плюсом данной технологии. Кстати, отмечают американские инженеры, юридически такой аппарат классифицируется как мотоцикл.

Салон Carver One (фотографии Carver Europe).

Итак, американцы полагают, что VentureOne сможет сыграть роль авто на каждый день. Для поездок в городе и пригородах. С минимальными эксплуатационными затратами.

Но разве можно назвать практичным транспортное средство на двоих и без багажника? На этот вопрос есть ответ. Во-первых, немало людей прекрасно путешествует на мотоциклах, а уж по сравнению с ними VentureOne – более комфортабельный вариант транспорта. Во-вторых, кое-какой багаж пассажиры трицикла с собой взять всё же смогут.

Тут нужно вновь вернуться к аппарату голландцев, с оглядкой на который Venture Vehicles проектировала свой. Там есть небольшая полочка в салоне — за задним сиденьем. А ещё под задним антикрылом, над корпусом силовой установки, – открытая багажная полка, куда компания предлагает пристёгивать специально сделанную дорожную сумку, ёмкостью 20 литров.

Багажник Carver One (фото Carver Europe).

Разработчики VentureOne, вероятно, используют ту же схему размещения багажа, а, кроме того, снабдят аппарат съёмным обтекаемым кофром на крышу.

Также американский трицикл должен выигрывать у европейского собрата в безопасности, комфорте, а в спортивной версии – и в динамике. Если сюда добавить очень низкий расход топлива, получается привлекательная картина. Вот только о цене будущего серийного VentureOne мы ничего пока сказать не можем. Но не будет же она выше, чем цена на современные легковушки-гибриды?

Словом, революции может и не случиться. Но, надо отдать ему должное, VentureOne наглядно показывает, каких показателей экономичности можно добиться, если не возить с собой воздух.

30 марта 2007

MEMBRANA

***