Первые лица российской космонавтики, отрасли, основанной на точных математических расчетах, продемонстрировали вчера, что в расчетах политических не слишком сильны. День выездного заседания президиума Госсовета на родине Константина Циолковского в Калуге, где обсуждалось будущее отечественной космонавтики, был омрачен международным скандалом.

Спровоцировало его вполне штатное затопление в ночь на среду в Тихом океане останков грузового корабля «Прогресс М-58» , освободившего стыковочный узел на Международной космической станции для следующего грузовика. Как водится, на отслуживший свой век корабль экипаж МКС загрузил отходы своей орбитальной жизнедеятельности и пришедшее в негодность оборудование. По данным подмосковного Центра управления полетами, несгоревшие в плотных слоях атмосферы элементы конструкции «Прогресса» затонули в предсказанном баллистиками районе в расчетное время. Однако, как показали дальнейшие события, время было выбрано не очень удачно. В тот же самый день экипаж самолета чилийской авиакомпании LAN, совершавший рейс в Австралию через новозеландский Окленд, сообщил на землю, что видел в непосредственной близости некие горящие объекты. Пилот, доложивший о происшествии авиационным властям Чили и Новой Зеландии, утверждал, что буквально на полминуты разминулся с ними в воздухе. Информация попала в прессу. И потому вчера «Роскосмосу» пришлось не только демонстрировать Владимиру Путину свои достижения, но и оправдываться перед зарубежными журналистами.

Дело в том, что обе вышеупомянутые страны и Австралия весьма негативно относятся к тому, что обломки российских космических аппаратов регулярно падают между их берегами. Достаточно вспомнить весьма резкую реакцию чилийцев на затопление орбитальной станции «Мир» в 2001 году. Дипломаты этой страны, тихоокеанское побережье которой находится в весьма относительной (несколько тысяч километров) близости от района затопления, регулярно заявляют об опасности, исходящей от российских космических кораблей. Заверениям отечественных ученых, утверждающих, что лишь небольшие фрагменты достигают водной поверхности и что нефтеналивные танкеры наносят экологии океана значительно больший вред, чем такой метод уничтожения космического мусора, чилийцы, австралийцы и жители Новой Зеландии не верят. И после схода с орбиты «Мира», красочное падение обломков которого могли наблюдать жители нескольких островов Тихого океана, в МИД Чили пообещали разработать проект международного закона, «который исключит возможность повторения подобного в будущем».

Но пока такого закона нет, «Роскосмос» считает себя вправе продолжать практику управляемых спусков своих кораблей, естественно, предупреждая об этом компетентные службы стран, соседствующих с районом затопления. О том, что и в этот раз, еще 24 марта, все заинтересованные державы были оповещены о затоплении «Прогресса», вчера заявил пресс-секретарь «Роскосмоса» Игорь Панарин, назвавший «домыслами» сообщения, появившиеся в британской, новозеландской, австралийской и чилийской прессе. По его словам, в тот момент, когда чилийский Airbus А340 приближался к Окленду, «Прогресс» еще был пристыкован к МКС. Данные «Роскосмоса» подтверждают и специалисты американского НАСА. Представитель Центра управления полетами в Хьюстоне Николас Джонсон заявил агентству AP, что российский грузовой корабль вошел в плотные слои атмосферы приблизительно на 12 часов позже происшествия с авиалайнером.

И в «Роскосмосе» и в НАСА полагают, что, вероятнее всего, пилоты наблюдали падение небольшого метеорита или метеороида.

Подробнее: «Время новостей«

***