Президиум Госсовета занимался инвентаризацией космоса. Для разговора о состоянии отрасли выбрали Калугу – родину Константина Циолковского, отца мирового ракетостроения, первого теоретика космических полетов. Какими ресурсами располагает Россия в этой области, какую практическую пользу может получить каждый гражданин страны от миллиардных вложений в космос?

Космический взгляд на свой город в Калуге имеют право. Космос тут – примета повседневной жизни, часть городского имиджа. И гостей, понятно, первым делом ведут в дом Циолковского, где основоположник теоретической космонавтики прожил несколько десятилетий.

Здесь и сегодня сконструированные им макеты дирижаблей, дверь на крышу, которую он называл выходом в космическое пространство. А спроектированную ученым лестницу уже настоящие космонавты сочли похожей на трап.

К памяти о своем земляке в Калуге относятся по-особому. Ученый здесь не только жил, но и похоронен. Имя Циолковского носит и первый в мире, крупнейший в России Музей истории космонавтики. В его создании приняли участие Королев и Гагарин. Сейчас тут представлен весь пройденный путь: от первого искусственного спутника Земли до современных орбитальных станций.

В Калуге тому, что есть космос для земной жизни, посвящена целая выставка, где первый стенд посвящен контролю за транспортом со спутников. В городе за пассажирскими «Газелями», например, уже так следят.

«Мы сейчас осуществляем мониторинг микроавтобуса «Газель», мгновенная скорость которого 18 км в час. Наши «Газели» движутся в настоящее время по улице Ленина», — объясняет Сергей Морозов, директор МУП «Единая диспетчерская служба» города Калуги.

Водители, которым теперь ни правил ни нарушить, ни маршрут, пока привыкают к таким ограничениям. Пассажиры довольны; говорят, порядка стало больше. Что подтверждает: за космическими технологиями будущее. И в смысле зондирования земли, и в создании высокоточных материалов, например, для стоматологии, переносная солнечная электростанция будет полезна не только силовым ведомствам, но и лесникам, и геологам. А медицинский костюм, созданный на основе костюма космонавта, поможет в лечении заболеваний опорно-двигательной системы.

В общем, космос везде – в медицине, в сельском хозяйстве, в образовании. Последнюю область представлял школьник Сумбат Киворков. Он занимается еще и в Центре космического образования – моделирует копии ракет.

Развитие ракетно-космической промышленности – так была обозначена тема президиума Госсовета. И в самом начале его Путин расставил акценты, указав, что в этом развитии главное.

«Обеспечение здесь наших лидирующих позиций – это, конечно, не самоцель. Так же как и сама ракетная отрасль – это не самоцель. Сейчас только что мы были в музее Циолковского и вспомнили там, что говорил по этому поводу наш великий соотечественник: ракеты – это не самоцель, целью является улучшение жизни людей, счастье людей. Мы не сможем эффективно развивать отрасль, если каждый участник экономической деятельности в стране и каждый гражданин России не поймет, как он может для своих целей использовать результаты космической деятельности», — сказал президент.

Пока же в России не сформирован рынок космических услуг, а проекты в этой области не объединены в единую программу. И для потребителей выбор между отечественной ГЛОНАСС и американской GPS не всегда очевиден.

У курирующего космическую отрасль первого вице-премьера Иванова были замечания к предложениям о рабочей группе Госсовета. В их материалах записано: нормативно-равовую базу по ГЛОНАССу надо разработать к марту 2008-го.

«У нас к концу этого года вся группировка ГЛОНАССа по космосу уже будет на орбите. И здесь денег никаких не нужно. Неужели мы год сами себе ставим разработку проектов, законов, документов? Ну что же мы так и будем годами только документы разрабатывать?» – сказал Сергей Иванов, первый вице-премьер.

Калужский губернатор Артамонов (а именно он возглавлял рабочую группу) с замечаниями согласился. И вообще видно было – он рад, что является принимающей стороной такого заседания.

«С официальным визитом глава Российского государства в Калужской области не был 103 года», — сказал Анатолий Артамонов. «С визитом я езжу за границу, а здесь мы с вами должны работать», — ответил ему Владимир Путин.

Чтобы в ГЛОНАСС поверили, говорили на заседании, нужно повысить точность карт. Сейчас к 70% есть претензии. Еще призывали бизнес оказать содействие.

«Частный спрос – этот тот гигантский пласт, который даст и импульсы, и деньги для усиленного развития космической техники, — отметил Андрей Шаронов, заместитель министра экономического развития и торговли РФ. — Гражданский спрос должен стать, если не локомотивом, то «дойной коровой», которая будет давать через некоторое время средства».

«Есть еще один такой важный аспект: уже подписаны соглашения о сотрудничестве в ГЛОНАССе с Казахстаном, с Индией – это огромный рынок. Кроме того, во время недавнего визита президента в страны Персидского залива главы этих государств открыто выражали интерес именно к присоединению к ГЛОНАСС, а не к GPS», — подчеркнул Сергей Иванов.

Директора Института космических исследований Льва Зеленого участвовать в заседании пригласил лично Путин. До этого Зеленый прочел несколько лекций Совету безопасности. И лекции эти, похоже, понравились. Президент даже кое-что из них пересказал.

«Через 7 миллиардов лет Солнце прекратит свое существование, превратится в какого-то белого карлика. Очень огорчает такая перспектива. Хотя она и далекая», — сказал Путин.

Впечатленный услышанным губернатор Ленинградской области Сердюков признался: как же мало мы знаем по теме. Теперь придется узнать больше.

«В предыдущие десятилетия главным побудительным мотивом развития космической отрасли были потребности обороноспособности страны. Это совершенно очевидно и понятно для всех. Мы не сможем придать этой отрасли глобальный для экономики характер, если в каждом регионе не будет ясно, что и как мы можем использовать для того, чтобы поднять нашу конкурентоспособность», — добавил президент.

Как стало известно, этот разговор будет продолжен совсем скоро. Но уже на заседании Совета безопасности.

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», — говорил Циолковский в начале XX века. В начале XXI признали: задача сложнее. Она не в том, чтобы просто осваивать космос. Она в том, чтобы сделать космос ближе к Земле.

vesti.ru

***