Только отлов и мойка шерсти могут спасти бобров, измазавшихся нефтепродуктами после разлива дизельного топлива в пойме реки Улла в Витебской области Белоруссии, считают зоологи.

«Спасти животных вряд ли удастся. Единственный способ — отлавливать их и мыть с применением специальных моющих средств, как это делают в некоторых странах после экологических катастроф», — цитирует «Интерфакс» научного сотрудника Владимира Бычкова. Ученый заведует сектором охотоведения и ресурсов охотничьих животных НИИ зоологии Национальной академии наук Белоруссии.

Напомним, что 23 марта на участке нефтепровода Унеча-Вентспилс российского предприятия «Запад-Транснефтепродукт» образовалась трещина, в результате чего в Западную Двину в Бешенковичском районе в Витебской области Белоруссии вытекло около 125 кубометров дизельного топлива. Река Улла, которая больше всего пострадала от разлива дизельного топлива, имеет протяженность 24 км.

«Часть популяции бобров, ондатр, норок и выдр, которые обитают в районе загрязнения нефтепродуктами реки Улла, могут погибнуть. Не исключено, что может погибнуть около 40% численности этих животных», — заключил Бычков.

Ученый сообщил, что до весеннего периода размножения в районе реки Улла обитало около 70 бобров, более 80 ондатр, более 20 норок и 3 речных выдры. При этом «ситуация осложняется тем, что загрязнение реки пришлось на период размножения этих животных, у некоторых из них уже появились детеныши».

Ученый пояснил, что «на растительности возле реки осталась маслянистая пленка дизельного топлива, и животные вымазываются. В случае попадания на шерсть нефтепродуктов, у них нарушается терморегуляция, и они умирают». На текущей неделе уже были зафиксированы первые случаи отравления животных в районе реки Улла, сказал он.

Ранее Бычков сообщил, что в Бешенковичском районе возле реки Улла погибло несколько бобров. Причем местные жители видели несколько умерших животных, у которых шерсть была перемазана дизельным топливом, рассказал ученый.

«Зоологи видели и сняли на видео полуживого бобра, который сидел на берегу, не реагировал на людей, вел себя неадекватно. У него была измазана шерсть маслянистым веществом», — сообщил Бычков.

После аварии белорусская сторона заявила о возможном иске к российской компании в целях компенсации нанесенного ущерба. Формат возмещения убытков будет определен после того, как специалисты подсчитают ущерб, нанесенный окружающей среде, а также расходы на ликвидацию последствий аварии. Об этом сообщила начальник специнспекции мониторинга и организации контроля министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии Светлана Уточкина.

«К виновным в загрязнении окружающей среды будут предъявлены либо претензии, либо иск», — подчеркнула она.

Белорусские зоологи говорят сегодня о гибели бобров в результате аварии на нефтепроводе, однако в январе этого года на рассмотрение в Совет министров был передан проект документа, разрешающего охоту на бобров.

«Минприроды разработало дополнения в Правила охоты, согласно которым в Белоруссии может быть разрешена ружейная охота на бобров», — сообщили в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии. В ведомстве уточнили, что «данные меры предусмотрены в целях регулирования численности популяции бобров в Белоруссии, которая в настоящее время превышает оптимальную численность в 2-3 раза».

Сейчас в Белоруссии насчитывается более 40 тыс. речных бобров, и они наносят ощутимый вред мелиоративному и лесному хозяйству республики, отметили в министерстве в январе 2007 года.

Бобр — млекопитающее отряда грызунов. Хорошо приспособлен к полуводному образу жизни. Длина тела достигает 100 см, хвоста — 30 см; весит до 30 кг. Хвост уплощен сверху вниз, шириной до 15 см, почти лишен волос, покрыт крупными роговыми щитками. Пальцы на задних конечностях соединены широкой плавательной перепонкой. Обладает ценным мехом, который состоит из блестящих грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска от светло-каштановой до темно-бурой, иногда черная. Живет бобр по тихим лесным рекам, с берегами, поросшими ивой, осиной, березой, тополем, побегами и корой которых он питается большую часть года. Летом ест траву. Способен срезать толстые деревья. Селится в земляных норах, а также в «хатках» — кучах ветвей, ила и земли высотой до 2,5 м и 12 м в основании с несколькими внутренними камерами и подводными входами. На мелких реках устраивают плотины и прорывают каналы для сплава веток и обрубков поваленных ими деревьев. Бобры моногамны. Детеныши (3-4 в выводке) через 1-2 суток могут плавать. Бобр в неволе живет до 35 лет. Ценится за красивый, теплый и очень прочный мех, сообщает www.newsru.com.

***