Состоявшееся вчера заседание Морской коллегии под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова и по составу участников, и по важности тем вполне можно отнести к наиболее значимым в истории этого органа.

Среди участников мероприятия были глава Минэкономразвития Герман Греф, руководитель «Росатома» Сергей Кириенко, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, делегировало своих представителей большинство других российских министерств и ведомств. Главком ВМФ Владимир Масорин выступил с проектом ежегодного доклада президенту России «О комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности в 2006 году». Члены коллегии обсудили степень и характер участия России в Международном полярном годе-2007/08. Предложения своего ведомства изложил глава «Росгидромета» Александр Бедрицкий.

Однако в основном Морская коллегия рассматривала вопросы более приземленные. Точнее, приводненные. Например, введение платы за пользование судоходными гидротехническими сооружениями, в частности за проход по каналам, поскольку большинство судоходных компаний акционировались и получают прибыль.

Ряд субъектов федерации не прочь частично финансировать функционирование внутренних водных путей. Тем более что речное пароходство — самое экономичное (расходы на перевозку тонны груза в 20 раз меньше, чем автомобильным транспортом), безопасное (аварии в 13 реже, чем на железной дороге) и экологичное. Сергей Иванов уже поднимал эту проблему полтора года назад. С тех пор финансирование отрасли было увеличено, вводятся в строй новые объекты. Россиян подстегивает пример Канады, США и Европы, где внутреннее судоходство переживает настоящий бум.

Да и в России сегодня речной флот обслуживает 26 автономных республик, краев, национальных округов и 42 области. Ежегодно речники перевозят 130 млн тонн грузов и около 20 млн пассажиров.

Как куратор оборонно-промышленного комплекса Сергей Иванов пообещал содействие в развитии внутреннего судоходства (и, разумеется, морских перевозок) создаваемой сегодня Объединенной судостроительной корпорации. Основной ее гражданской продукцией станут суда «река-море» и специальные — для работы на шельфе. Проблема тем более актуальна, что европейские партнеры на недавнем заседании рабочей группы по морскому и речному транспорту в рамках диалога Россия—Евросоюз, по словам г-на Иванова, «подтвердили заинтересованность в открытии внутренних водных путей России для захода иностранных судов». То есть внутренние воды станут внешними. Но заинтересованность европейцев, воплощенная в дело, предполагает конкуренцию на отечественном рынке фрахта. И к ней г-н Иванов российским речникам настоятельно советует готовиться.

Подробнее: «Время новостей«

***