В рекламных роликах они выглядят очень аппетитно: йогурты — нежные и сливочные, наполняющие их фрукты — свежие и сочные. Лица домочадцев, употребляющих легкое масло или майонез, выражают блаженство, глаза домохозяек — удовлетворение. Так ли полезны эти продукты, как принято считать? Этим вопросом задался обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Александр Петровский.

Повторяющиеся рекламные ролики призывают забыть о скучной диете, представляя облегченные продукты чуть ли не более вкусными, чем обычные. Мало-помалу в наш мозг закрадывается парадоксальная идея: можно есть сколько угодно продуктов с пометкой light и при этом не поправляться и даже сбрасывать вес! Ситуация доходит до абсурда, когда слышишь: «Я уже полгода готовлю свой любимый «оливье» на майонезе «Легкий», но почему-то все никак не худею…».

Легкие продукты «работают» по принципу включения: съедая продукт, мы бессознательно присваиваем себе его свойства и ожидаем стать стройнее. Но по причине «легкости», мы считаем съеденное незначительным и увеличиваем объем поглощаемой пищи. Что совершенно закономерно: недополучая калорий, организм требует добавки. К тому же мы словно получаем индульгенцию на некоторые излишества: «Раз в обед я ела «облегченное», наконец смогу позволить себе кусок шоколадного торта». Как не попасть в эту ловушку? Прежде всего, изучим некоторые факты, касающиеся «легких» продуктов и того, как они делаются.

Жизнь без жизни

«Молоко без молока», «масло без масла» — все это создает ощущение неполноты, безжизненности, как «секс без секса», — уверена гештальт-терапевт Елена Лисина.

«Жить полной жизнью, есть натуральные, насыщенные продукты, чувствовать их вкус, осознавать, что именно ты ешь, — это единственный способ действительно насыщать свой организм. И, ощущая это насыщение, естественным образом дозировать количество пищи. Людям, которые беспокоятся о своем весе, как правило, свойственно заменять пищей удовлетворение каких-то других потребностей. С этой точки зрения продукт-иллюзия не только не полезен, но даже вреден. Он не насыщает организм, не позволяет почувствовать полного удовлетворения своей пищевой потребности, а в результате не дает возможности отделить потребность в пище от других потребностей. Если медленно и с удовольствием съедаешь полноценный обед, а через короткое время чувствуешь, что хочется чего-то еще, — самое время спросить себя: чего именно хочется? Может быть, твое существо хочет совсем другой «пищи»: общения, заботы, внимания, секса? Этот момент осознания своих истинных потребностей — первый шаг к избавлению от пищевой зависимости. Второй — найти возможность удовлетворять эти потребности: интеллектуальные, эмоциональные, телесные».

Замена-подмена

Словосочетания «легкое масло», «легкий майонез» означают, что часть компонентов животного происхождения в этом продукте заменена на растительные Потребителю это позволяет думать, что продукт «низкохолестериновый», а производителю — существенно снизить себестоимость этого продукта. В «легком» масле ниже содержание жира — до 20-40% вместо 80%. Снижение процента жирности меняет консистенцию масла: оно становится более мягким. Это позволяет намазывать его на хлеб более тонким слоем. Но, с другой стороны, снижение жирности идет в ущерб сливочному вкусу, и мы не получаем от него ожидаемого удовлетворения.

Учимся считать

Такой показатель, как процент жирности, может оказаться обманчивым, потому что «жирность» — понятие не абсолютное, а относительное. Например, на упаковке сыра маскарпоне указана пугающая цифра «80% жирности» — он автоматически попадает в список слишком жирных продуктов. Но если присмотреться повнимательнее, мы обнаружим уточняющее «по отношению к сухому веществу». А там, где указывается процентное содержание жиров, белков и углеводов в 100 г продукта, фигурирует число «40 г жира». То есть фактически этот продукт 40-процентной жирности не более жирный, чем некоторые виды твердых сыров. Это же правило распространяется на зернистый творог и домашний сыр, в которых жирность 20% (по отношению к сухому веществу) оборачивается 4 граммами жира на 100 г продукта — почти как в нормализованном молоке (3,6%). Разумнее ориентироваться на показатель калорийности. К примеру, 100 г сметаны 15-процентной жирности содержит примерно 170 ккал. Майонез классический — 650 ккал, а низкокалорийный — 480 ккал. Судите сами — лучше выбрать сметану.

Продолжение следует

*