Нынешняя весна, судя по всему, может сильно изменить классический стиль аппаратного руководства. Не знаю, пришло ли время говорить о закате классического понятия «административный ресурс», но методы воздействия на политических оппонентов уже пополнились наработками специалистов в области разведки и контрразведки. Затянувшееся противостояние нижегородского губернатора Ходырева и президентского полпреда Кириенко вылилось в спецоперацию местный ФСБ.
По всем приметам этот инцидент должен был перерасти в скандал федерального размаха. К примеру, в Штатах похожие по форме и содержанию события привели к отставке президента Никсона. У нас дело ограничилось невнятными угрозами разоблачений, озвученными представителями обеих конфликтующих сторон. Впрочем, о масштабе события вы можете судить сами: впервые сотрудники регионального управления ФСБ задержали представителей администрации действующего губернатора области по обвинению в организации слежки за «высокопоставленными людьми области». Так в новейшей истории России появился прецедент открытого использования спецслужб в региональной политике.
У парадных подъездов
…В Нижнем Новгороде, как и в столице, начальство заседает в Кремле. Конечно, масштабы этого сооружения поскромнее, зато ворота нижегородской цитадели власти постоянно открыты. А там — пара церквей, военная техника времен Второй мировой и громоздкое здание бывшего обкома.
Его пустынный парадный вход — тот, что смотрит на Волгу, предназначен для областной администрации. За ним — мраморная лестница с потертыми ковровыми дорожками и гулкая пустота типичного госучреждения. Боковой подъезд с начищенными бронзовыми табличками и дорогими иномарками у дверей ведет в покои полномочного представителя российского президента. Сюда пройти сложнее: строгая охрана требует пропуск.
«Федералы», как и везде, солидны и недоступны, отвечают на все вопросы невозмутимым «перезвоните позже». «Регионалы», напротив, легко идут на контакт: «Приходите, поговорим…». А потом в лучших традициях работников обкома многозначительно пожимают плечами: «Не время сейчас для всей правды…». Зато руководитель отдела программ содействия нижегородского УФСБ Николай Синцов точно знает, когда можно будет рассказать о блестящей операции по обезвреживанию шпионов областного масштаба: «Как только закончатся оперативно-разыскные мероприятия…».
Путаясь в количестве задержанных, стороны воздерживаются от политических и юридических выпадов, тщательно подбирая слова, — ход скандала плавно притормаживается: так в семидесятые, обменявшись в очередной раз провалившимися разведчиками, тихушничали великие мировые державы.
Впрочем, главную причину конфликта в Нижнем знают даже школьники: два подъезда нижегородской власти, мягко говоря, между собой не дружат. Как отмечают местные журналисты, конфликт между полпредом Кириенко и губернатором Ходыревым начался сразу после оглашения результатов областных выборов 2001 года. Правда, до сих пор противостояние по большей части заключалось в незначительных взаимных уколах сугубо политического свойства. Теперь, после задержания нескольких (по версии чиновников областной администрации — одного, по словам представителя ФСБ — трех) чиновников областной администрации, борьба бывшего премьера-либерала с нынешним губернатором-коммунистом приняла характер холодной войны со всеми сопутствующими ей атрибутами.
Шпионаж местного значения
Первая шпионская история провинциального масштаба началась с банальной кражи. Воровали, как и во времена знаменитого «уотергейтского» скандала, информацию. Только делали это не при помощи телефонных жучков, по примеру далекой Америки семидесятых, а таскали документы, предназначенные для служебного пользования, напрямую из компьютеров администрации губернатора.
Причем кто-то делал это столь умело, что несколько специалистов в области защиты информации, проверявшие губернаторскую компьютерную сеть на предмет следов взлома, поначалу зашли в тупик. А вот когда картина все же начала проясняться, компьютерщиков, которые вели расследование взлома, задержали сотрудники местной ФСБ, обвинив в незаконной слежке за некими «высокопоставленными людьми».
Этих «высокопоставленных людей» на допросе объявил задержанными сотрудник контрразведки: оказывается, они шпионили за начальником УФСБ по Нижегородской области Владимиром Булавиным и полномочным представителем российского президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко.
При этом слежка, по мнению дознавателя, была одним из этапов подготовки к предстоящим через год губернаторским выборам. Оказывается, именно дискредитация представителей Центра может помочь переизбранию умеренно оппозиционного губернатора Ходырева.
В серьезность намерений ФСБ, если говорить честно, никто почему-то не верит. Скорее всего, по мнению моих собеседников из числа сотрудников обладминистрации, задержание было классическим превентивным ударом, сразу прояснившим расклад сил.
Настораживает другое: если руководство УФСБ решилось на жесткую силовую операцию (а задержание сотрудников областной администрации мало отличалось от классических «масок-шоу») за год до губернаторских выборов, то как будут действовать «федералы» непосредственно перед голосованием?
И кто все-таки взламывал сеть губернатора?
И почему ФСБ не заинтересовалась этим, а лишь задержала чиновников, которые пытались выяснить — откуда «хакеры»?
Во всяком случае, повторюсь, впервые официально обнаружено вмешательство спецслужбы в политическую борьбу. Кто бы мог подумать!
Павел ВОЛОШИН, наш спец. корр., Нижний Новгород
01.04.2004
«НОВАЯ ГАЗЕТА»
№ 22
32 марта этого года
«НОВАЯ ГАЗЕТА»
*