Доля безразличных к политике граждан в России впервые превысила долю интересующихся
Россияне все меньше интересуются политикой, считают, что не могут повлиять на ситуацию в стране, не находят важной формой политической борьбы столкновение идей и идеологий, предпочитая борьбу партий и конкретных политиков.
Такие выводы можно сделать из обнародованных вчера результатов исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
ВЦИОМ спросил у россиян, в какой мере они интересуются политикой, чье мнение по вопросам политики для них является наиболее авторитетным, как они характеризуют нынешнюю политическую жизнь в стране. Выяснилось, что интерес населения к политике в последнее время существенно уменьшился, хотя страна на пороге двух главных федеральных выборных кампаний: в декабре 2007 года мы будем выбирать Госдуму, а в марте 2008-го — нового президента. Активные усилия власти по отстранению людей от участия в реальном управлении страной посредством зачистки партийного поля, отмены всенародных выборов губернаторов, практически полного исчезновения из телеэфира объективных политических программ приносят результаты.
Доля безразличных к политике россиян составила 54 против 44% интересующихся. Полтора года назад, когда проводился последний аналогичный опрос, доли тех и других не просто были примерно одинаковы, но еще и количество интересующихся политикой превышало число аполитичных граждан — 50 против 48%. За это время сократилось число респондентов, безусловно интересующихся политикой, и возросло количество тех, кто совершенно ею не интересуется.
Свою политическую апатию граждане объясняют прежде всего неверием в возможность повлиять на нее (29%), тем, что политикой должны заниматься профессионалы (27%); а также отсутствием принципиального интереса к политике (20%) и времени (18%). По сравнению с ноябрем 2005 года практически вдвое, с 15 до 27%, увеличилась доля тех, кто считает политику уделом профессионалов.
Менее модными становятся и бытовые разговоры о политике. За полтора года доля респондентов, обсуждающих политические вопросы в кругу родных, друзей, коллег, снизилась с 46 до 41%. Правда, число пассивных свидетелей подобных дискуссий почти не изменилось (было 23%, стало 20%). Существенно возрос процент тех россиян, кто в принципе не обсуждает политические вопросы в семьях, коллективах и дружеских компаниях (36 против 28% в ноябре 2005 года).
В политических вопросах россияне склонны доверять в первую очередь своим близким (28%) и президенту страны (27%, полтора года назад этот показатель составлял 21%), в меньшей мере — друзьям и коллегам (17%), известным политикам (13%) и журналистам (7%). Только каждый четвертый опрошенный отмечает, что для него важно исключительно собственное мнение.
Несмотря на рост политического равнодушия в обществе, 40% респондентов полагают, что политическая жизнь в России стала более интересной, чем раньше. И лишь 29% придерживаются противоположной точки зрения. Первое мнение преобладает среди сторонников «Единой России» и ЛДПР, второе — среди избирателей КПРФ. Оценки сторонников «Справедливой России» распределились примерно поровну.
Российские граждане явно не слишком дорожат демократическими принципами. Поскольку почти половина опрошенных (47%) полагает, что в политической жизни сегодня больше свободы и открытости, чем раньше. Противоположной точки зрения придерживается лишь 23% россиян. Логично, что среди избирателей двух партий власти — «Единой России» и «Справедливой России», а также сторонников всегда безоговорочно поддерживающей власть ЛДПР доминирует оптимистическая точка зрения, а мнения голосующих за умеренно оппозиционную КПРФ разделились.
Ответили респонденты и на вопрос о признаках проявления политической жизни. Главным проявлением политической жизни для россиян все-таки пока остается соревнование политических партий (так полагают 36% респондентов). Политику граждане также видят в деятельности президента и правительства (29%), в соперничестве отдельных политиков и властных структур (28%), а также в борьбе местных политиков за власть в регионе, городе (19%). А вот состязание идей и идеологий проявлением политической жизни сочли лишь 13%.
***