Сколько стоят авиакатастрофы?
О страховых выплатах за гибель в авиакатастрофах сегодня пойдет речь в Москве. Ведущие авиаперевозчики соберутся, чтобы обсудить инициативу правительства о многократном их повышении. Предлагается поднять выплаты до евростандартов как минимум в 75 тысяч евро, причем, как надеются в правительстве, это не повлияет на цену билетов. Но возможно ли это и сколько авиакомпаний осилят такие суммы?
Перемены назрели давно. Нынешний закон практически не защищает семьи погибших пассажиров: им положено всего лишь по 12 тысяч рублей. Все остальное – благотворительность, размер которой каждый раз индивидуально определяет авиакомпания, правительство и местные органы власти. Средний размер выплат сейчас составляет около 100 000 рублей. Такую сумму, например, получили семьи погибших в катастрофе Ту-154 под Донецком, А-320 близ Сочи и А-310 в Иркутстке.
Низкий уровень выплат неоднократно становился поводом для судебных исков. В марте в районный суд Санкт-Петербурга обратились 77 родственников пассажиров, погибших в авиакатастрофе под Донецком в августе прошлого года. Они требуют от авиакомпании «Россия» примерно по 9 миллионов рублей за каждого погибшего.
В суде города Обь Новосибирской области в апреле пройдут по иску семьи Сластиных к авиакомпании «Сибирь» – ущерб за потерю двоих кормильцев, погибших в авиакатастрофе в Иркутске, они оценили в 20 миллионов рублей. Еще более 70 родственников погибших пассажиров А-310 подали иски против «Сибири» и концерна Airbus в суд южного округа Нью-Йорка, объяснив это тем, что размер компенсаций за рубежом «несоизмеримо больше». Прецедент стал возможен лишь потому, что риск ответственности концерна Airbus взяла на себя американская страховая компания.
Между тем, в Европе страховка пассажиров составляет минимум 75 тысяч долларов. Такой же должна стать материальная ответственность российских авиакомпаний, считают в правительстве.
«Авиакомпании, которые не могут выплачивать 75 тысяч евро как в Европе, автоматически лишат лицензии», — заявил Сергей Иванов, первый заместитель председателя правительства РФ
.
Повышение уровня страховых выплат должно быть произведено за счет авиакомпаний, а не пассажиров, чтобы билеты не подорожали, считает Сергей Иванов. При этом, по словам вице-премьера, «мелкие авиакомпании умрут сами собой».
Но эксперты полагают, что увеличение страховки неизбежно приведет к удорожанию перелетов. Так, при страховых выплатах в 75 тысяч евро каждый билет подорожает примерно на 10 евро.
Между тем, компенсацию, приближенную к европейской, выплатят уже в этом году. Авиакомпания UTair Aviation, чей самолет потерпел недавно крушение под Самарой, пообещала семьям погибших по 75 тысяч долларов. О том, что эта сумма вполне реальна для российских компаний, подтверждает и то, что Аэрофлот давно страхует своих пассажиров по европейским стандартам.
Насколько готовы к переменам остальные перевозчики, станет ясно уже сегодня. На заседании «Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» они планируют детально обсудить инициативу правительства, сообщает Вести.ru.
***