В России пора усовершенствовать законы, регулирующие туристическую деятельность. С такой инициативой выступило руководство МЧС России. О том, какие опасности подстерегают туристов и как их избежать, рассказал первый заместитель главы МЧС России Юрий Воробьев.

Опасней гор могут быть только горы

Российская газета | Юрий Леонидович, в последнее время сообщения о пропавших в горах туристах появляются с печальной регулярностью.

Юрий Воробьев | Верно. С туристами у нас дело обстоит не очень хорошо. Но это не наша сфера, не буду ее критиковать. К сожалению, проблемы туризма очень часто переходят в нашу сферу. И поэтому мы в прошлом году провели на Байкале специальную конференцию, пригласили Федеральное агентство по туризму, представителей местных органов власти, крупных туристических и страховых компаний. К сожалению, заинтересованность в решении этой проблемы крайне мала: руководители компаний не приехали. Хотя именно они должны отвечать за безопасность туристов! По моим данным, среди путешествующих по России страхуются только 1,5-3 процента. То есть страховые компании пока не включились в процесс организации внутреннего туризма. И пока это не произойдет, у нас не будет возможности обеспечить достойную материальную поддержку безопасности туризма. Потому что возникающие риски должны быть учтены именно этой формой — страхованием.

РГ | А может быть, просто надо принять поправку в существующее законодательство по ужесточению допуска к экстремальным маршрутам?

Воробьев | Слишком жестко, конечно, нельзя действовать, потому что человек имеет право отдыхать так, как он пожелает. Задача турфирмы, страховой компании и, если понадобится, наша — обеспечить ему безопасный отдых. Поэтому мы внесли свои поправки к закону о туризме, разработанные совместно с Федеральным агентством по туризму. В конце 2006 года мы провели конференцию, посвященную проблемам обеспечения безопасности туризма. Более того, мы разослали выработанные на конференции рекомендации по всем субъектам Федерации.

РГ | Что конкретно предлагает МЧС изменить в законе?

Воробьев | Сейчас нужно менять не федеральные законы, а законы субъектов Федерации. Безопасность туризма — это предмет регулирования законодательных органов на местах. А пока только в 40 процентах субъектов Федерации приняты законы в области туризма. Не говоря уже о том, что в этих нормативных актах, как правило, не затрагивается тема безопасности туризма. Недавно МЧС совместно с администрацией Хакасии подготовили такую поправку в существующий закон о туристической деятельности на территории Республики Хакасия. Местные власти ее приняли. В соответствии с ним у турфирмы должны пройти регистрацию и обеспечить соответствующий контроль за безопасностью маршрутов. Мы надеемся, что в этом году уже и другие субъекты Федерации примут такие поправки.

Вы поймите, насколько это важно: 11 процентов ВВП в мире дает туризм. Одно рабочее место в этой сфере дает сразу четыре рабочих места в сопутствующих сферах. Это настоящий «двигатель» эффективного развития экономики. И представьте теперь, сколько туристов поедут отдыхать в Россию, если будут знать, что их маршруты безопасны? Тем более что сейчас очень популярны такие виды туризма, как экологический, экстремальный — то есть то, что наша страна может предложить в достаточном количестве. Поэтому если создать условия, мы обеспечим и рабочие места, и приток денежных средств в бюджеты тех субъектов Федерации, в которых туризм будет развиваться. Но туризм не может развиваться, если не будет обеспечен весь комплекс безопасности.

РГ | На данный момент где чаще всего регистрируются ЧП с туристами?

Воробьев | Наиболее часто гибнут туристы на Кавказе, в Южной Сибири и на Урале. Замечу, что на «первом месте» стоит не высокогорный и труднодоступный Кавказ, а обычные причерноморские склоны Западного и Северного Кавказа. Статистика свидетельствует, что большинство происшествий происходит в районах, давно освоенных в туристском отношении, и реже ЧП случаются в малоосвоенных регионах, посещаемых достаточно опытными туристами, например, на Кольском полуострове и Дальнем Востоке.

Так вот, первая поправка, которую предлагает МЧС, — урегулировать деятельность турфирм на уровне местного законодательства. Во-вторых, вовлечь в этот процесс страховые компании. В-третьих, обязать организаторов туристических маршрутов обязательно исследовать и оценивать их с точки зрения безопасности.

Аномальные весна и лето страшны болезнями

РГ | Кликовский Анатолий Георгиевич из Нижнего Новгорода интересуется прогнозом МЧС на весну-лето. Говорит, в городе муссируются слухи о поднятии уровня водохранилища до критической для Нижнего Новгорода отметки.

Воробьев | Действительно, Волжско-Камский каскад водохранилища сегодня заполнен выше нормы. Поэтому в зависимости от того, как будет проходить весна, по такому сценарию и будет развиваться ситуация. Если весна будет нормальная, без сильных осадков, тогда проблем быть не должно. Если придет циклон — а после аномальной зимы, которую мы с вами пережили, мы не можем утверждать, что циклона не будет, — и выпадет большое количество осадков, водохранилища примут большое количество воды и, естественно, сбросят больше воды, чем положено. Тогда могут быть разрушены противопаводковые плотины и начаться подтопления. В 1991 году ущерб от таких подтоплений составил более сотни миллионов рублей.

РГ | Какие реки вызывают основные опасения?

Воробьев | Наибольшая угроза аномального развития паводка в связи с внесезонным вскрытием рек, консервацией заторов и сложными условиями проведения работ по разупрочнению льда сложится на территориях Северо-Западного и Сибирского федеральных округов, в бассейнах рек Северная Двина (Архангельская, Вологодская области), на территории Республики Карелия (р. Выг), на реке Енисей ниже Красноярской ГЭС (г. Енисейск, Красноярский край). В результате высокой приточности в водохранилище на реке Енисей повышена наполняемость Красноярского и Саяно-Шушенского водохранилищ. Значительное превышение нормы уровня воды в период ледостава (на 1,5-3 м выше нормы) и наличие законсервированных заторных образований и ледовых торосов у г. Енисейска увеличивают угрозу неблагоприятного развития паводковой обстановки в этом районе. Но не только паводковая ситуация нас настораживает. В период весеннего снеготаяния повышается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, при затоплении и размыве очагов опасных инфекций, в том числе мест захоронений животных, павших от сибирской язвы, свалок бытовых отходов, складов ядохимикатов и кладбищ. Наибольшая угроза попадания в зону паводка сибиреязвенных захоронений существует на территории Южного федерального округа (Республика Дагестан и Ставропольский край). Повышенная вероятность попадания в зону паводка кладбищ существует на территории Краснодарского края.

Повышенная угроза попадания в зону паводка свалок твердых бытовых отходов существуют на территориях Ленинградской (115 таких свалок), Ростовской (50) и Астраханской областей (48).

Предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием складов ядохимикатов, существуют на территории Челябинской области, где из 17 складов с ядохимикатами 6 находятся в аварийном состоянии, 11 разрушены, из них 2 находятся в водоохранной и 1 в санитарной зоне.

Наибольшая угроза вспышек инфекционных заболеваний, вызванных повышенным загрязнением поверхностных и подземных вод в период весеннего паводка (март-апрель), существует для большинства субъектов Федерации Северо-Западного, Приволжского и Уральского ФО.

Подробнее читайте сегодня в газете «Российская газета» (Федеральный выпуск) N4325 от 27 марта 2007 г.

*