Компаниям скоро не придется предоставлять налоговикам одни и те же документы по несколько раз: Федеральная налоговая служба с 1 июля планирует запустить единый федеральный информационный ресурс с информацией об истребованных документах.

«С 1 июля этого года планируется реализовать автоматическую поддержку процедуры истребования документов. В специальную базу данных будут помещены все сканированные копии документов, полученных в рамках истребования. Найти любой документ, полученный налоговыми органами от налогоплательщика, позволит поисковая система», — сообщила замруководителя ФНС России Татьяна Шевцова в интервью Российскому налоговому курьеру.

Она напомнила, что ФНС разработала и утвердила регламент взаимодействия налоговых органов по истребованию документов и получению информации. Основным нововведением регламента является формирование единого федерального информационного ресурса «Истребование документов».

Налоговики в ходе контрольных мероприятий уже сейчас проводят процедуры истребования документов в рамках регламента и осуществляют документооборот в электронном виде, отметила замглавы службы. Этот ресурс, пояснила Шевцова, создается для хранения информации о процессе истребования документов (сроки направления запросов, ответственные исполнители, сроки выставления требований), об истребованных документах (количество, виды) и о проводимых мероприятиях — допросах свидетелей, осмотре зданий, имущества.

По словам Шевцовой, с введением информационного ресурса изменится практика истребования документов.

«В основу будет положен принцип целесообразности и эффективности результатов от использования запрашиваемых документов. Скажем, однажды запросив у налогоплательщика лицензию на осуществление деятельности, подлежащей льготированию, не нужно требовать представления той же лицензии в каждом налоговом периоде. Другой пример: нет смысла при проверке вычетов истребовать документы у всех поставщиков плательщика. Достаточно отработать наиболее крупные поставки или основных контрагентов», — пояснила замглавы ФНС.

По ее словам, центральный аппарат ФНС России также готовит к реализации «новую составляющую организации аналитической и контрольной работы» налоговиков. «Речь идет о попытке мотивации плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов, о попытке сформулировать и донести до налогоплательщиков некие правила игры, соблюдая которые они смогут выйти из зоны риска», — сообщила также замглавы службы.

Суть правил игры: «налоговый орган в открытой печати публикует условия (например, долю налоговых вычетов, размер заработной платы, уровень налоговой нагрузки), при соблюдении которых выход к налогоплательщику считает нецелесообразным. И в течение определенного срока, допустим года, соблюдает эти условия», объяснила Шевцова.

«Соответственно плательщики, которые хотят сократить визиты налоговиков, смогут принять эти негласные правила. А их намерения отказаться от минимизации и полнее платить налоги заметны уже из отчетности. Что же касается конкретных показателей (в частности, того же размера средней зарплаты), их будут определять в регионах», — заявила Шевцова.

Она подчеркнула, что взамен ФНС предложит налогоплательщикам зону налоговой стабильности: например, эти налогоплательщики не будут подвергаться налоговому контролю с истребованием документов. В отношении остальных организаций ФНС будет осуществлять «предпроверочный анализ и мероприятия налогового контроля в полном объеме», пообещала Шевцова.

Говоря о совершенствовании контрольных мероприятий, Шевцова объяснила, что теперь налоговики в ходе камеральных (документальных) проверок определяют группы риска и отбирают налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Она пояснила, что группы риска определяются в соответствии с признаками уклонения от налогоообложения. «Инспектора может насторожить как отдельный признак, так и совокупность признаков. К примеру, высокий удельный вес вычетов или тот факт, что данный налогоплательщик систематически предъявляет НДС (налог на добавленную стоимость — прим.ред.) к возмещению, причем объемы возмещения несоизмеримы с суммами уплаченных в бюджет налогов», — отметила Шевцова.

К другим факторам риска она отнесла отсутствие у налогоплательщика кадрового состава, основных средств и иного ликвидного имущества, наличие у организации прогрессирующих дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, настороженность инспектора вызовет и отсутствие накладных расходов и реальных затрат при уплате НДС поставщикам или таможенным органам, а также использование налогоплательщиком фиктивного юридического адреса.

Концепцию планирования выездных проверок в настоящее время разрабатывает центральный аппарат ФНС, и документ планируется обсудить с руководителями территориальных управлений по итогам первого квартала, сообщила Шевцова. Критерии же отбора плательщиков для налоговых проверок дорабатываются и уже скоро будут опубликованы на сайте ФНС, сообщает РИА Новости.

Она также заявила, что в ряде случаев последние нововведения в налоговом законодательстве «существенно расширили» возможности и полномочия ФНС.Наример, пояснила она, с 1 января 2007 года в рамках дополнительных мероприятий можно осуществлять весь комплекс контрольных мер, в том числе истребование документов. Фактически, если налогоплательщик представил уточненную декларацию к уменьшению — это основание для назначения выездной проверки сверх установленного ограничения (две проверки в год), пояснила Шевцова.

*