Люди Самары. Учитель Мальцева
Татьяна Мальцева — «Отличник образования», дважды лауреат конкурса «Учитель года», лауреат конкурса «Лидер Самарского образования»…Теперь к этим регалиям добавилась еще одна — почетное звание «Заслуженный учитель РФ». Татьяна Григорьевна удостоилась его Указом Президента РФ за заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд.
Почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» на днях удостоилась Татьяна Мальцева – учитель начальных классов школы № 148. 33 года своей жизни она посвятила воспитанию детей. Школа, в которой она преподает, пользуется популярностью, как у родителей, так и у детей, проживающих в Ленинском районе г. Самара. О Татьяне Григорьевне Мальцевой ходят целые легенды. Пожалуй, не сразу поверишь хвалебным отзывам родителей, великолепным рекомендациям руководства и коллег. Но стоит увидеть восторженные лица детей, которые с искренним обожанием ловят каждое слово любимой классной мамы, начинаешь верить, что легенды о Мальцевой Татьяне Григорьевне ходят не даром.
С выбором своей будущей профессии юная Татьяна Мальцева определилась в один момент. Она твердо знала, что только с педагогикой будет связана вся её жизнь. Именно для этого она окончила музыкальное училище со специальностью «педагог музыкальной школы», а затем получила высшее образование в педагогическом университете.
С особой признательностью Татьяна Григорьевна вспоминает директора 70-й школы Владимира Николаевича Чупина, который направил её в г. Харьков в филиал Московского центра развивающего обучения «Эврика» осваивать систему Эльконина и Давыдова. С тех самых пор, Татьяна Григорьевна влюблена в эту систему и уже 14-й год работает именно по ней.
«В основе этой программы»,- рассказывает Татьяна Григорьевна – «лежит исследовательская деятельность ребенка. Происходит развитие теоретического мышления через поисково-исследовательскую деятельность. Дети на уроках делают открытия, я им так и говорю: «До вас это уже открыли, а теперь вы сделайте открытие и станьте первооткрывателями». Система Эльконина и Давыдова направлена и на проектную деятельность. На уроках дети работают группами, парами, на каждом уроке развивается речь, культура общения. В порядке вещей, если ребенок на уроке скажет: «Я не согласен», и докажет своё собственное мнение. Иметь своё мнение и отстаивать его – это большая ценность. Эта система провоцирует детей на мышление. То, что им пока неизвестно, разыскивают в дополнительной литературе, словарях, часто заглядывают в учебники старших классов. Детям настолько интересно на уроках, что они не выбегают из класса с первой трелью школьного звонка, они очень хотят учиться даже по субботам, и что уж совсем удивительно, не ждут каникул — в школе интересней. В результате освоения этой программы ребенок приобретает компетентное образование – он в повседневной жизни сам находит способы выхода из сложной ситуации».
Учителя среднего звена школы отмечают, что когда выпускники класса Мальцевой переходят из начальной школы в 5-й класс, они выгодно отличаются от других детей, они «на голову выше».
Директор школы № 148 Светлана Ефимовна Мишина рассказала, что в течение 5-ти лет Татьяна Григорьевна была не только учителем начальных классов, но и завучем начальной школы. Но без детей она не может, она — учитель, поэтому и сделала выбор в пользу детей, только им посвятила всё своё время и любовь. Многие родители стремятся отдать своего ребенка в первый класс к Мальцевой. Татьяна Григорьевна учит детей учиться, она одна из первых начала работать в системе плавающих звонков. У неё в классе есть изображение дерева, каждое утро дети крепят на него листочки. Если хорошее настроение – зеленые, плохое – черные. И если преобладали черные листья, то, какое уж здесь обучение, всё бросали – шли гулять. Свежий воздух и подвижные игры делали своё дело – настроение в норме, можно учиться.
Татьяна Григорьевна отзывчивый человек, оказывает помощь другим учителям, делится методическим материалом, приглашает на свои уроки. У нее много авторских наработок. Она обучает не только детей, но и их родителей. «Родители должны помогать детям осваивать мир, как это делать — я их учу».
Знают Татьяну Григорьевну не только школьники, но и те дети, которые только готовятся стать первоклассниками и родители дошколят. Татьяна Григорьевна Мальцева организатор «Школы дошкольника» и 4 года работала как педагог на группах. Она всегда на страже интересов ребенка, знает, как воспитывать детей и чему учить их родителей. «Я выбрала свою педагогическую систему, много лет работаю по ней и сама получаю от этого огромное удовольствие»,- говорит Татьяна Григорьевна. О присвоении ей звания скромно говорит: «Я благодарна, что мой труд замечен. Считаю, что это звание ко многому обязывает. Ведь каждый, кто будет оценивать мой труд, будет оценивать не труд простого учителя, а заслуженного – значит надо всегда соответствовать. Но когда я оглядываюсь назад, то прихожу к выводу, что, наверное, я это заслужила. Даже если бы у меня не было этого почетного звания, ничего бы не изменилось, я бы по–прежнему работала, ведь у меня есть мои дети, моя система и масса удовольствия от них».
По информации Управления информации и аналитики Администрации
городского округа Самара
*