Перед лицом смертельной угрозы со стороны фашистской Германии СССР, США и Великобритания летом 1941 года приступили к переговорам о создании антигитлеровской коалиции. 29 октября в Москве открылась конференция союзных держав. Обсуждался вопрос об открытии второго фронта и помощь воюющим с Германией странам поставками оружия, продовольствия, стратегических материалов.

Тему второго фронта иностранные делегации старательно обходили, но военную помощь обещали. Красную Армию и Авиапром, разумеется, больше всего интересовали боевые самолеты, их вооружение, а также стратегические материалы. Необходимые соглашения были подписаны. Безымянским авиастроителям это обещало дополнительные поставки дефицитного алюминия, других дефицитных материалов, а также продовольствия.

    Иностранцы очень спешили завершить свою работу в Москве, боясь, что столица вот-вот будет захвачена немцами. Их опасения не были лишены оснований. Дальнейшие переговоры о поставках по ленд-лизу проходили уже в тыловом Куйбышеве, куда был переведен весь дипломатический корпус.

    Поезд с эвакуированными из Москвы дипломатическими миссиями и иностранными корреспондентами пришел в Куйбышев 20 октября 1941 года. Иностранцев разместили в лучших особняках центра города. Для них открыли специальный дипломатический магазин.

    В Куйбышеве дипломаты не бедствовали. Им полагалось в месяц 8 килограммов мяса (в то время как рабочим военных заводов по 1,5 кг), 30 килограммов хлеба, 8 килограммов сахара и 10 литров спиртных напитков. С водкой был явный перебор. Работники госбезопасности установили, что некоторые сотрудники посольств скрытно выезжали за город и там меняли водку на другие продукты и овощи. Об этом доложили заместителю наркома иностранных дел А.Я.Вышинскому, и он распорядился сократить норму отпуска спиртного вдвое. Но его все равно хватало, и иностранцы часто наведывались в свой магазин на улице Куйбышева, 72, где по воспоминаниям шведского дипломата Сверкера Острема «всегда была в продаже за дешевые деньги икра, а также связанная с ней водка – в неограниченном количестве».

    Представители противоборствующих коалиций в Куйбышеве мирно соседствовали и даже питались в одном ресторане «Гранд Отель». Но вот однажды в зал ресторана, где спокойно обедали члены японской миссии, вошла группа возбужденных американских дипломатов и журналистов. Очевидцы вспоминают, что все началось со словесной перепалки. Потом в ход пошли кулаки. Зазвенела разбитая посуда, опрокидывались столы и стулья. Как рассказывали работники ресторана, иностранцы дрались «совсем по-самарски, зло, дико, грубо». Пришлось вызывать милицию, и она, ничего не понимая, еле уняла драчунов.

    Лишь на следующий день выяснилась причина потасовки: американцы узнали о разгроме японской авиацией своего флота в Пирл-Харборе. Янки не ожидали мощного налета вражеских торпедоносцев и потеряли пять из восьми крупных линкоров, множество крейсеров, эсминцев и вспомогательных судов. Это было крупнейшее поражение США в годы Второй мировой войны. 10 декабря 1941 года японская авиация совершила еще один мощный налет и потопила в Сиамском заливе английский линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Рипалс», после чего Великобритания объявила войну Японии. Но на этот раз в Куйбышеве обошлось без драки.

    Посольство Великобритании располагалось в доме № 106 по улице Степана Разина, а посольство США на Некрасовской, 62. Именно здесь решались многие вопросы по поставкам в нашу страну военной техники и продовольствия. С октября 1941 года по июнь 1942 года Красная Армия получила по ленд-лизу 267 бомбардировщиков, 278 истребителей, около 800 средних и легких танков и 16 500 автомобилей иностранного производства.

    Эта военная техника была неважно приспособлена к нашим дорогам и климату. Резиновые детали танков и самолетов крошились от сильных морозов. «А самолеты, — писал Сталин Черчиллю, — настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде». Но с помощью советских военных специалистов поступающая техника быстро восстанавливалась и модернизировалась. Наркомат внешней торговли отправил в Америку технологию производства морозостойкой резины. По рекомендациям советских конструкторов американские истребители, терявшие управление на крутых виражах, были доработаны.

    Многие ветераны Великой Отечественной войны до сих пор с удовольствием вспоминают вкусную и сытную американскую тушенку. Ее называли «второй фронт», потому что стали получать эти консервы задолго до обещания союзников высадиться на территории Германии. Получали мы также пшеничную муку, яичный порошок, сухое молоко, рыбную муку, и другие продукты. А так же одежду и обувь.

    В семье тольяттинца Виктора Азалиева до сих пор хранятся американские ботинки со шнурками из сыромятной кожи. Их получил во время войны его отец Владимир Григорьевич Азалиев в качестве премии за хорошую работу на строительстве сызранского Крекинга – так называли тогда нынешний нефтеперерабатывающий завод. К ботинкам прилагался еще отрез костюмной материи защитного цвета, но его использовали. А вот ботинки сохранились. Внутри каждого сапожка стоит штамп с надписью на русском языке: «Интернациональные ботинки, идите» и дата изготовления – октябрь 1944 года. Такую обувку получали и работники Безымянских заводов в качестве американской помощи по ленд-лизу.

    Продукты иностранного производства имели длительные сроки хранения. У тушенки, например, срок годности составлял 50 лет. В 1994 году газета «Комсомольская правда» писала, что в одном из подвалов Кировограда была обнаружена целая гора американской тушенки, полученной по ленд-лизу. Ее наворовал во время войны местный чиновник. Консервы «второй фронт» и спустя полвека оказались вполне съедобными и вкусными.

    Союзники старались проконтролировать, как используется их помощь в СССР.       17 сентября 1942 года в Куйбышев приехал представитель президента США Рузвельта Уэндел Уилки. На аэродроме его встречали зам. наркома иностранных дел СССР Лозовский, председатель Куйбышевского горсовета Волчков, зав. Протокольным отделом НКИД Молочков, представители посольства США. В тот же день Уилки нанес визит заместителю наркома иностранных дел А.Я.Вышинскому, а потом изъявил желание побывать на одном из оборонных предприятий. Его повезли на завод № 1. Вот как вспоминал про это сопровождавший высокого гостя Нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин.

    Уилки приехал на завод вместе с представителем американского посольства Стенли и руководителями города Куйбышева. По стечению обстоятельств Стенли был на заводе № 1 еще в Москве и теперь увидел его снова. И конечно, не мог не изумиться хорошо спланированному огромному заводу, со светлыми, высокими корпусами, полностью укомплектованными станочным парком и современным оборудованием.

    Ко времени приезда американцев завод выпускал 15 штурмовиков в день и имел внушительные заделы в заготовительных цехах. Это свидетельствовало о том, что производство самолетов будет нарастать. Стенли внимательно всматривался в лица рабочих и сказал:

    — Да, этот тот завод, на котором я был в Москве. Я узнал многих рабочих и инженеров.

    В инструментальном цехе начальник его показал американцам одного юношу, работающего на станке и сказал, что это сын директора завода. Американцы сначала не поверили, но сопровождавший делегацию директор завода А.Т.Третьяков смущенно подтвердил, что это так.

    Почти в каждом цехе рабочие задавали представителю президента США один и тот же вопрос: когда будет открыт второй фронт? Уилки отвечал, что с этой целью он и приехал сюда, чтобы скорее во всем разобраться, и он, безусловно будет содействовать открытию второго фронта.

    На заводском аэродроме гости увидели множество самолетов, наблюдали за их испытаниями в воздухе. Потом Уилки сам сел в кабину штурмовика, попробовал на ощупь управление самолета и даже дал очередь из авиационных пулеметов. Все увиденное произвело на представителя правительства США и работников посольства огромное впечатление. Вернувшись в Москву в дни, когда немцы еще только подступали к Сталинграду, Уилки заявил:

    — Русские в очень опасном положении, но при всем том их моральное состояние превосходное!

    Без сомнения, этот визит представителя президента США на безымянский авиазавод сыграл свою положительную роль в укреплении доверия между союзниками и в том числе на наращивание поставок военной техники для Красной Армии. По данным американского историка Хьюберта Ван Гуйля, за годы войны США и Великобритания поставили в СССР 21 тысячу самолетов, 11 тысяч танков, тысячи грузовых машин, огромное количество продовольственных товаров.

    Но помощь по ленд-лизу не была односторонней. В качестве платы за нее транспортные суда союзников, отправлявшиеся домой, загружались советским стратегическим сырьем. За годы войны СССР поставил Америке 30 000 тонн хромовой и 32 000 тонн марганцевой руды, а также золото, платину, серебро, технологии производства вооружений. Даже американские историки признают, что ленд-лиз не был актом абсолютного бескорыстия. Помощь союзников помогла СССР победить сильного врага и предотвратить расползание коричневой чумы по всему земному шару. Эта помощь была оплачена кровью и жизнями наших воинов.

При подготовке материала редакция использовала документы, опубликованные государственными архивами Самарской области, книгу А.Павлова «Запасная столица» а также материалы заводской газеты «Сталинец»

*