“Ника” была юбилейной, двадцатой. И как на каждом серьезном юбилее, здесь было все — и пафос, и душевность, и слеза, и чувство усталости — от значимости ли события или от длительности: а шла церемония, включая долгий и утомительный сбор гостей и их неторопливую рассадку, аж пять часов.

Настроение сразу задал ролик — хроника прошлых “Ник”. Когда на наших глазах молодые свежие красивые лица год от года менялись на лощеные, холеные и имеющие только подобающее выражение лица, грустно стало сразу. Словно присутствуешь при немыслимой и неприличной операции — когда пышнотелая русская красавица, утопающая в пожаре страстей, постепенно превращается в некую Барби — даму-куклу без морщин — а значит, без судьбы. Какая уж судьба, когда борьба не за кино, а за бокс-офис…

    Тоски добавил Эльдар Рязанов, сказав в своей прощальной речи, уходя с поста президента:

    — До рассвета нашего кинематографа еще очень и очень далеко. Из наших картин ушел гуманизм, любовь к человеку, особенно к маленькому человеку. Мы делаем хмурое, злое, часто натуралистичное и, главное, не обаятельное кино.

    Алексей Баталов, которому Эльдар Александрович передал бразды правления, к счастью, был, как всегда, элегантно самоироничен:

    — Я понимаю, что изо всех ролей, на которые я могу теперь рассчитывать в кино, осталась роль зицпредседателя в “Золотом теленке”…

    Юлий Гусман, ведущий по традиции церемонию, продолжил спасать положение: “Нас долго упрекали, что “Ника” проходит без умных речей, как капустник, ну вот, теперь все в порядке — научно-практическая конференция, посвященная 20-летию “Ники”, началась”. Шутка прошла, но осадок остался.

    Причем все вышесказанное никак не относится к фильмам — лауреатам 20-й “Ники”. Как известно, на каждой премии фильмы — отдельно, церемония — отдельно. Фильмы-победители все, кто уже хотел, посмотрели и мнение свое составили. Итоги — перед вами, на этой же странице. Итоги — абсолютно ожидаемые и потому давно не обсуждаемые. Такого фильма-откровения, как “Остров”, не было давно, и хорошо, что он получил аж шесть “Ник”. И “МК” особенно приятно, что триумфальное шествие фильма Павла Лунгина началось с победы на IV фестивале отечественного кино “Московская премьера”, одним из учредителей которого является наша газета. Жалко, правда, что “Ник” столько, сколько есть, и другим досталось мало — так всегда кажется, когда одна картина забирает все.

    Возвращаясь к церемонии. Грустная прелюдия перешла в трогательное чествование режиссера-мультипликатора Федора Хитрука, которого поздравляло все семейство Лазаревых, принеся “отцу” Винни-Пуха и горшочек меда, и шарик, и шнурок с колокольчиком. Причем сам Федор Савельевич, который даже не смог встать со своего кресла, в котором его выкатили на сцену, ответил ярче всех, вместе взятых, в тот вечер:

    — Я волнуюсь, потому что оказался в положении своего Пятачка из “Винни-Пуха”: не мог же я один наделать столько шума!

    Из вручантов же лучшими, конечно, стали Михаил Державин и Александр Ширвиндт, которые распаковывали конверт с победительницей в номинации “Лучшая женская роль второго плана”. Тот случай, когда с порохом в пороховницах нормально. “Но жизнь прекрасна — пропусти стакан, и даже первым станет третий план”. Жаль, нельзя к газете приложить и звук. Без авторской интонации легендарного дуэта, конечно, этот практически лозунг — призыв к действию теряет половину обаяния. Но зал, поверьте, рыдал от смеха. Ну и кто, кроме них, осмелился бы про номинантку в этой категории Анну Михалкову сказать: “Анечка Михалкова — девочка с трудной судьбой. Папа работает грузчиком. (Пауза.) Носит на руках звезд мирового экрана”. Вынос Романа Полански Михалковым на “Золотом Орле” стал самым живым моментом последнего “Золотого Орла”.

Подробнее: в публикации «МК»

*