Бездорожье — такая же национальная достопримечательность России, как Красная площадь, озеро Байкал или, допустим, сибирские пельмени. Мы говорим Россия, а подразумеваем прескверные трассы, и наоборот. Сегодня в России асфальтовых, грунтовых и гравийных дорог, вместе взятых, — 1 млн км. А для нормального функционирования страны (хотя бы чтоб “неотложка” могла добраться по вызову) нужно 2 млн…

Бездорожье — такая же национальная достопримечательность России, как Красная площадь, озеро Байкал или, допустим, сибирские пельмени. Мы говорим Россия, а подразумеваем прескверные трассы, и наоборот. Эпохальный 2007 г. (рекордный по величине Стабилизационный фонд и практическое завершение 8-летнего правления президента Путина) вряд ли пошатнет эту устоявшуюся репутацию. Всего в нынешнем году “от Москвы до самых до окраин” запланировано построить аж 500 км федеральных автотрасс. Уже в который раз гора родит мышь.

— Мы не идем вперед, — считает министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Дживан Вартанян, — 17 лет назад я побывал в Китае, знакомился с их дорогами. И прошлый год туда съездил — очевидное, но невероятное. За это время построены прекрасные автобаны, 3—4-уровневые развязки, никаких пробок! Мы же продолжаем говорить о дорогах, о планах. Конечно, что-то меняется в лучшую сторону, но меняется на 2—3%, а интенсивность движения возрастает в разы. Нужно честно сказать об отставании, сегодня даже Грузия строит дороги лучше!

С ростовским чиновником мы познакомились на традиционной весенней практической конференции Федерального дорожного агентства — Росавтодора. Где опять-таки обсуждались планы на наше светлое будущее. Что надо бы вплотную заняться “глубокой модернизацией дорожной одежды”, что настал момент “более полно учитывать тенденции мирового развития”. Что, наконец, во главу угла необходимо ставить “реализацию проектов во исполнение поручений президента и правительства”.

Выступавшие с трибуны ораторы перечисляли успехи, а последние два года называли переломными и даже революционными. Оказывается, в 2006 г. в России построили… 395 км “больших” федеральных трасс, а в регионах, с использованием субсидий из госбюджета, целых 1056,7 км дорог.

Хотелось себя ущипнуть: уж не сон ли это? Ну нельзя такие жалкие подвижки считать “новыми трудовыми свершениями”! Особенно когда, даже по официальным данным, федеральные дороги только на 37% соответствуют нормативам, а областные — на 24%. Каков уровень “соответствия” в городах и весях — тайна, покрытая мраком, даже для дорожного агентства.

Сегодня в России асфальтовых, грунтовых и гравийных дорог, вместе взятых, — 1 млн км. А для нормального функционирования страны (хотя бы чтоб “неотложка” могла добраться по вызову) нужно 2 млн. Причем желательно с твердым покрытием. Если такими ударными темпами (по 500 км в год) мы будем обустраиваться и дальше, то за 10 лет введем 5 тыс. км дорог, за 20 — 10 тыс., за 30, соответственно, 15 тыс., а за 40 лет…

Стоп. Не будет никаких 40 лет! Потому что дорожная сеть выбывает из эксплуатации опережающими темпами. По существующим нормативам жизненный цикл автотрассы составляет ровно 30 лет. После чего ее нужно окончательно и бесповоротно снять, насыпать слой песка в 30 см, на него столько же щебня, а уже потом уложить два слоя асфальта. Словом, через 30 лет на месте устаревшей дороги нужно делать совершенно новую и изрядно расширенную — если мы планируем на перспективу. Лично мне плохо верится, что такие нормативы где-нибудь в России соблюдаются. По словам дорожников, даже знаменитую Рублевскую автотрассу, по которой в Жуковку курсируют сильные мира сего, не реконструировали по всем законам дорожного жанра полвека.

Правда, руководство Росавтодора с таким утверждением категорически несогласно. Подробнеее: в публикации газеты «Московский комсомолец»

*