Кинопремия «Ника» в пятницу объявит своих лауреатов 23 марта. Эльдар Рязанов сложит с себя полномочия ее президента, а Алексей Баталов их примет.

Эльдар Рязанов, которому этой осенью исполнится 80 лет, уходит с поста президента, отбыв на нем два срока, положенные уставом. После первых трех лет кинообщественность уговорила его остаться, и хотя демократическая процедура голосования была соблюдена, два других кандидата — тот самый Алексей Баталов и Армен Медведев и свои голоса, и голоса своих сторонников отдали Рязанову.

23 марта «Нику» будут вручать в двадцатый раз, родившись как первая негосударственная, учрежденная самими кинематографистами и вручавшаяся по итогам общего голосования, она походила на «Оскара» как кооперативная поделка — на «фирму». Первые церемонии «Ники» пугали цветными перьями, мюзик-холльным кордебалетом и обилием блесток, но зато лауреаты премии вызывали искреннее восхищение — «Покаяние» (1987), «Холодное лето пятьдесят третьего», «Комиссар» и «Маленькая Вера»(1988), «Ашик-Кериб», «Интердевочка» (1989), «Астенический синдром» (1990)…

Времена быстро меняются, а двадцать лет это много, так много, что даже просто список из двадцати названий фильмов-лауреатов занял бы слишком много места.

Двадцатая церемония «Ники» скорее всего увенчает лаврами победителя фильм «Остров», но не исключен и вариант «Андерсена» — просто из благодарности Рязанову, в знак поддержки и признания и как подарок к грядущему юбилею, на такие оммажи академики особенно щедры.

С 2002 года «Ника» вручает приз за лучший фильм стран СНГ и Балтии — выбор благородный, но не практичный. Эти фильмы не идут в прокате, о них не пишут, а перспективы содружества все более туманны.

Как всегда, на периферии общественного и академического сознания анимация и документальное кино. Хотя в анимации конкурс очень сильный — там уже получившая профессиональное признание «Моя любовь» Александра Петрова, нашего оскаровского лауреата, очень симпатичная «Жихарка» Олега Ужинова — отличный пример нового детского кино, и цикл «Колыбельные мира» Елизаветы Скворцовой, чудесный и очень стильный визуальный вариант народных песен: русской, еврейской, французской, чукотской и пр.

В документальном конкурсе из двух фильмов Евгения Цимбала в номинацию попал «Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи» (тут от одного названия скулы сводит), а мне казался куда более интересным его другой фильм «Красный Сион» — о попытке построить первое еврейское государство в Крыму. «Арбатский романс» Владислава Виноградова — большой фильм об Окуджаве, где звучат его песни, в том числе и в исполнении его друзей, наверняка тронул сердца большинства академиков, если они его видели на канале «Культура», и как не растрогаться, когда на словах «поверьте, эта дама из моего ребра» показывают лицо вдовы поэта на его похоронах.. Однако мне этот фильм не показался интересным: возможно так не волнуют воспоминания о чужой юности. «Лиза» Павла Фаттахутдинова — единственная картина не телевизионного формата, простая история девочки, которая живет одна с тяжелобольными бабушкой и дедушкой в ужасном городе, пораженном экологической катастрофой, на что-то надеется, жизни радуется. Но все-таки обидно, что академия прошла мимо наиболее ярких событий года, таких, как «Свято» Косаковского или «Яптик-Хэсе» Бартенева…

Но как бы ни сложился премиальный расклад этого года, церемония будет привлекать не этим…

Время новостей.

***