Каким образом потребитель может отстаивать свои права? Что гарантирует ему государство? Существует ли стандарт на упаковку? Что показали проверки гранита, использованного в отделке пешеходной зоны на ул. Ленинградской на радиоактивность? Эти и другие вопросы в режиме on line задавали жители Самары и представители Медиа группы «Ваш выбор» Нине Сергеевой, руководителю Управления Роспотребнадзора по Самарской области. (Продолжение)

Вопросы и ответы: «Не совершайте покупки необдуманно!»

Грядут ли какие-то изменения в законодательстве, которые отразятся на покупателях?

Н.Сергеева: Сейчас готовится ряд документов. Судя по всему, работа продвигается сложно, слишком специфические вопросы. Но уже ясно, что речь в этих документах будет касаться «безопасности». Поясню, если вы купили тушенку, а в ней оказался лишь один маленький кусочек мяса, все остальное — желе, но эта тушенка безопасна, то это — ваши проблемы. Вы купили такую тушенку. Другое дело, что продавец обязан указать на этикетке, что содержание мяса, допустим, 50 %, а все остальное — бульон. Или на другой банке — содержание мяса 90 % и бульон… Главное в обоих случаях — безопасность для здоровья потребителя. Что же касается качества продукта, то производитель должен указать на упаковке и в сопроводительных нормативных документах, что за состав он «предлагает». Повторю, вы сами выбираете, что вам покупать, а что — нет. Единственное, в чем вы можете не сомневаться, это в вопросе безопасности здоровья.

Получается, что государство уходит от излишнего администрирования?

Н.Сергеева: Именно так. Это делается целенаправленно и совершенно сознательно. Потому что закон рынка во всем мире требует более либеральных отношений и переложения ответственности на производителя и продавца, одновременно давая ему — производителю свободу «волеизъявления». Государственный контроль-надзор должен оставаться только в тех сферах, в которых может быть нанесен ущерб здоровью и безопасности потребителя. За все остальное отвечает производитель и… потребитель, поскольку он сам выбирает.

Не оказывается ли, таким образом, потребитель в более опасных условиях?

Н.Сергеева: Я так не думаю. У нас сейчас продавцов становится больше, чем потребителей. Ведь нет у нас потребителя, который сидит дома и «потребляет». Каждый человек где-то работает. И не является ли более важным, чтобы свою профессиональную деятельность он осуществлял «беспрепятственно», чтобы ему не мешали и т. д. ? Так что, повторю, снижение административных барьеров — вполне сознательная политика. Главное, чтобы потребитель понимал, что «права потребителя — его права, права потребителя — мои права, права потребителя — ваши права». Каждый должен учиться защищать свои права.

А кто считается «потребителем»?

Н.Сергеева: Потребитель — это гражданин, который имеет или уже реализовал намерение приобрести товар или заказать услугу для собственных, личных, бытовых нужд. Потребитель — это гражданин, который заплатил деньги за товар или услугу.

Каким образом потребитель может отстаивать свои права?

Н.Сергеева: Первый шаг потребителя — письменное заявление-претензия на имя того, кто оказал некачественную услугу. Далее потребитель имеет право за собственные деньги произвести экспертизу в специальной организации. Однако если выяснится, что производитель-продавец не виноват, затраты потребителя на экспертизу окажутся напрасными.

Хочу привести один пример. В одном магазине проводили акцию: покупаешь две бутылки водки — третья бесплатно. Только после покупки покупательница сообразила: «Я ведь могла в соседнем магазине купить эту же водку в полтора раза дешевле! Верните мне деньги!». А для этого нет оснований. Продовольственные товары надлежащего качества возврату не подлежат. Не совершайте покупки необдуманно! Хотя, конечно, человек слаб, подвержен соблазнам, ему хочется «халявы»…

Существует ли стандарт на упаковку? Мы привыкли, что товар расфасован по килограмму, а сегодня сталкиваемся с 800-900 граммами, написанными очень мелко. Нет ли в этом жульничества?

Н.Сергеева: Вес нетто должен быть указан на упаковке и в нормативной документации. Стандарта «развешивать по килограмму», естественно, нет. На каждой упаковке продукции есть этикетка, на которой написано: выпущено в соответствии с ГОСТом, или ТУ, или ТО. Если в нормативном документе к данному товару написано, что расфасовывается по 750 граммов, то и на упаковке это будет указано. Даже если товар развешивается непосредственно в магазине, должна быть этикетка с указанием веса. Однако у потребителя есть право перевесить. Для этого в каждом торговом зале должны быть контрольные весы.

В самарской прессе было много «шума» по поводу того, что на улице Ленинградской укладывают радиоактивный гранит. Прокомментируйте ситуацию.

Н.Сергеева: Лаборатория ФГУЗ Самарской области проводила измерения на улице Ленинградской. Результаты свидетельствуют, что используемые материалы соответствуют нормативам и не наносят вреда здоровью.

Окончание следует

*