70 лет назад совершил первый полет истребитель И-16 авиаконструктора Николая Поликарпова. Поднял самолет в воздух выдающийся летчик-испытатель Валерий Чкалов. В предвоенные годы И-16 стал базовым истребителем отечественной авиации.

Проектирование одноместного И-16 было завершено весной 1933 года. К этому времени были разработаны еще два проекта истребителей двух других конструкторов. Но победу одержал И-16, серийное производства которого началось в 1935 году. За свою неприхотливость и работоспособность И-16 был прозван «ишачком». Высокая скорость, маневренность и великолепная скороподъемность сделали эту машину одним из лучших истребителей 1930-х годов. Производство самолета было окончено в 1939 году, но с началом войны с фашистской Германией снова было восстановлено.

Базовая машина оказалась настолько удачной, что на ее основе было создано 13 различных модификаций. На самолете применялись не только отечественные, но и зарубежные двигатели. Был создан также двухместный вариант для использования в учебно-тренировочных целях. Всего было построено около 9,5 тыс истребителей.

Боевая биография И-16 началась в небе в Испании. В эту страну было поставлено 278 самолетов. «Ишачки» принимали участие в конфликте на реке Халкин-Гол и в финской кампании. К июню 1941 самолеты И-16 составляли две трети истребительной авиации страны. Но к этому времени у противника появились более совершенные истребители и «ишачки» стали нести большие потери. В конце 1943 года истребители И-16 были выведены из состава боевых частей ВВС.

ИТАР-ТАСС

*