Уникальная антенная башня вступила в строй 19 марта 1922 года, вызвав всеобщий восторг своей красотой. Алексей Толстой именно под впечатлением от стальной новинки создал роман «Гиперболоид инженера Гарина». С того дня башня служила опорой для антенн крупных радио- и телевизионных станций.

Для своего времени ажурная великанша была замечательным инженерным прорывом в будущее, — считает Давид Саркисян, директор музея архитектуры им. А.В. Щусева. — Она вошла во все списки самых известных памятников мира, стала своеобразной «визитной карточкой» России. Конструкцию гиперболической формы оценили не только инженеры, но и многие замечательные архитекторы. В своем творчестве ее использовали Антонио Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Гиперболоидные башни, недавно построенные в Японии, Чехии, Испании, Швейцарии, «подсмотрены» именно у русского инженера. В ближайшее время трехсотметровый гиперболоидный небоскреб вырастет в Лондоне. Наследие инженера Шухова в наши дни развивает хорошо знакомый москвичам британский зодчий Норманн Фостер.

В 60-х выросла ее конкурентка — Останкинская башня, и постепенно телевещание перешло на нее. Но когда в 2000 году в Останкино случился пожар и по всей стране померкли «голубые» экраны, передатчики вновь установили на Шаболовской башне. Она выручала страну в течение полутора лет.

Кстати, на единицу высоты башни израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже. По первоначальному проекту Шуховская красавица при росте 350 метров должна была иметь вес всего лишь 2200 тонн. Для сравнения: ее «сестренка» во Франции ростом в 305 метров весит 7300 тонн. Однако дефицит металла — шла Гражданская война — внес коррективы в план русского инженера. Шухову пришлось укорачивать детище: башня поднялась на 148,5 метра. И только значительно позднее, после установки траверз и флагштока, она доросла до 160 метров. По мнению Саркисяна, сейчас было бы разумно воплотить в жизнь первый гениальный проект Владимира Шухова: заслуженную «старушку» оставить на месте, а для новой красавицы найти подходящее место. Увы, пока и у построенной великанши незавидное положение.

В планах фонда «Шуховская башня», под руководством Владимира Шухова, правнука и тезки великого инженера, — создание у подножия юбилярши Шуховского центра с музеем знаменитого инженера. В том, что он будет пользоваться популярностью, в фонде не сомневаются. Но похоже, Шухову-старшему легче было возвести башню, чем Шухову-младшему открыть ее музей.

Российская газета.

***