Правозащитники сообщают о новых фактах нарушений в Тоцком военном гарнизоне и госпитале (Оренбургская область)
Сегодня на пресс-конференции адвокат Радика Хабирова выступил с новыми фактами нарушений в Тоцком военном гарнизоне и госпитале (Оренбургская область), ставшими известными благодаря прекращенному уголовному делу по доведению до самоубийства солдата из Татарстана. За три дня до попытки самоубийства врачи госпиталя выписали солдата как здорового. Хабиров смог повеситься, несмотря на «помещение под строгий надзор» за пару дней до суицида.
За три дня до попытки самоубийства солдата хабирова выписали как здорового из психиатрического отделения госпиталя
Сегодня на пресс-конференции в Москве адвокат Радика выступил с материалами прекращенного уголовного дела
19 марта 2007 года, Москва. Сегодня в Независимом пресс-центре на пресс-конференции Союза комитетов солдатских матерей России адвокат Хабирова, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА» Рамиль Ахметгалиев поднял проблему ошибок врачей и военных психологов в армии на примере Тоцкого военного гарнизона и госпиталя.
16 марта в Казани отец вернувшегося домой в состоянии комы и весом 28 килограммов солдата начал знакомиться с материалами прекращенного в декабре прошлого года уголовного дела о доведении до самоубийства его сына. Материалы были переданы из Тоцкой военной прокуратуры по запросу адвоката Ахметгалиева. Из пяти томов дела стало известно о многочисленных нарушениях в Тоцком военном госпитале. Также вскрылись подробности «дела Хабирова».
Выяснилось, что 19 января 2006 года, за три дня до роковой попытки суицида, врачи психиатрического отделения Тоцкого военного госпитателя поставили Радику Хабирову неправильный диагноз, признали его здоровым, годным к дальнейшему прохождению службы и выписали. После стрессовой реакции солдата на это известие врачи приняли решение оставить его в госпитале и составили новую историю болезни, в которой указали, что вновь появились признаки «расстройства адаптации у акцентуированной личности». 22 января Радик попытался повеситься в туалете госпиталя.
Ранее 17 ноября 2005 года при выезде из «саратовской учебки» в Тоцк, за несколько дней до первого побега Хабирова из воинской части, командир саратовской войсковой части, начальник медицинской службы и психолог в своем заключении отметили, что «уровень нервно-психической устойчивости у Хабирова — выше среднего, уровень адаптивного потенциала — высокий, уровень суицидального риска — ниже среднего. Вывод: к суициду не склонен, по своим морально-психологическим качествам Хабиров годен к несению службы с оружием». В Тоцк Радик прибыл 21 ноября, первый раз сбежал на следующий день. После побега психолог отметил высокие суицидальные риски у солдата.
— За двадцать дней до попытки самоубийства Хабирова в Тоцке произошел аналогичный случай: после выписки из госпиталя солдат пытался покончить с собой. Никаких выводов из этого сделано не было, — сообщил сегодня на пресс-конференции правовой аналитик Ассоциации «АГОРА» Рамиль Ахметгалиев. — Случай с Радиком Хабировым — это типичный пример ошибок военных психологов, ненадлежащего оказания медицинской помощи и халатности. Хабиров смог совершить попытку самоубийства, несмотря на то, что за три дня до этого был помещен под строгий надзор.
Сегодня на пресс-конференции адвокат Рамиль Ахметгалиев рассказал также о других ранее неизвестных нарушениях, выявленных Тоцкой военной прокуратурой в гарнизоне и госпитале.
6 января прошлого года командир 2 ТБ воинской части 44688 Сысолятин выгнал солдат на мороз для проведения внеплановых занятий по строевой подготовке. В результате переохлаждения один солдат попал в госпиталь с тяжелой двухсторонней пневмонией. Однако там, чтобы избежать проверки и принятия мер в отношении Сысолятина, врачи поставили другой диагноз.
30 января прошлого года, согласно проверке Тоцкой военной прокуратуры, пьяный старший прапорщик Табакаев избил рядового и сломал ему нос. Врачи военного госпиталя этот факт скрыли, помощь не оказали и лечение не назначили.
25 марта 2006 года заместитель командира части 44820 по тылу капитан Казанков избил старшего прапорщика. Сотрясение головного мозга, многочисленные ссадины и кровоподтеки лица, ушибы тела и перелом костей носа также были скрыты.
— Принципиальное отличие нашей позиции от позиции Тоцкой военной прокуратуры в том, что она просит во всех выявленных случаях ограничиться лишь дисциплинарным взысканием, и это неверная оценка, — заявил на пресс-конференции правовой аналитик Ассоциации «АГОРА» Рамиль Ахметгалиев. — По всем таким фактам необходимо возбуждать уголовные дела. Если же произошел суицид солдата, нужно возбуждать дело не только по статье «Доведение до самоубиства», но и в отношении военных психологов. Все ли они правильно сделали и не следствием ли из бездействия либо неверных действий стали такие поступки военнослужащих?
Между тем, сегодня в партнерскую организацию Ассоциации обратилась Наталья Исаева, у которой сын служит в Тоцком военном гарнизоне. Она сообщила, что в конце декабря прошлого года ее сына избил старослужащий (возбуждено уголовное дело). В настоящее время сыну удалили селезенку, и он находится на лечении в Тоцком военном госпитале.
Юристы Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА» ведут дела 12 солдат, совершивших попытки самоубийства в российской армии.
По сообщению отдела информации
Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций «АГОРА»
*