Вот книга, на которую уместно обратить внимание «во дни унылые Великого Поста», — книга Тристрама Стюарта «Бескровная революция: история вегетарианства с 1600 года до нового времени» (Tristram Stuart The Bloodless Revolution, Norton).

Конечно, я знаю, что пост для верующих – это не диета, а «духовное странствие», но и диетический момент тут имеется. С другой стороны, вегетарианство, как его описывает Тристрам Стюарт, тоже до недавнего времени было не медицинским выбором, а морально-религиозным, и отношение к этому выбору у разных вероучителей и арбитров морали в разное время бывало разным.

В средние века, например, человека, воздерживающегося от мясной пищи, могли заподозрить в пифагорейской ереси. Еретической была не вера в то, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, а вера в метемпсихоз, т.е. переселение душ, которую исповедовали последователи Пифагора. Они отказывались есть плоть животных, потому что в нее могла быть вселена душа умершего человека, так что для них любое мясоядение было чревато людоедством. В христианском богословии существовали разные концепции души. Тертуллиан полагал, что души порождают души, как тела порождают тела, Ориген – что душа существует до рождения тела. Но перемещение человеческой души в тело животного иудео-христианской традицией не предполагалось.

С другой стороны, плотоядность человека многие христианские мыслители связывали с его грехопадением. Вслед за изгнанием из Рая Адам, Ева и их потомки «в поте лица своего должны были есть хлеб свой». Объяснялось это так, что земные растения, в отличие от райских, менее питательны, человеку приходится подкреплять себя мясом животных, что является постоянным напоминанием о его греховности.

Не было недостатка и в научных аргументах за и против мясной пищи. Одни медики полагали, что мясо делает человека сильнее, другие – что мясо, особенно мясо с кровью, знаменитый английский ростбиф, пробуждает в человеке зверские инстинкты. Те, кто едят мясо с кровью, становятся «свирепой сволочью и солдатами», аллитеративно говорилось в одном трактате. Впрочем, та же связь между мясом и воинственностью трактовалась и в положительном свете. В «Генрихе V» Шекспира французы перед битвой при Азенкуре со страхом и завистью говорят: «На английском острове вырастают очень храбрые создания, мяса они едят много, как волки, и сражаются, как дьяволы».

Эту теорию принимал всерьез даже молодой Махатма Ганди в конце XIX века. Как и все индуисты, он от рождения мяса не ел, но потом передумал. Он пишет: «Есть мясо хорошо, оно сделает меня смелым и решительным, и если вся страна начнет есть мясо, мы одолеем англичан». Как известно, потом он опять передумал, вернулся к вегетарианству и одолел англичан методом мирного сопротивления.

В XVII – XVIII веках полемика по этому вопросу стала приобретать более философский, чем чисто религиозный характер. Сам по себе факт, что убийство животного вызывает неприятные эмоции у нормального человека, у ребенка, впервые видящего, как отрубают голову курице, свидетельствует, по мнению английского философа XVIII века Джорджа Чейна, о том, что такое убийство так же противоестественно, как и убийство человека. Основатель утилитаризма Джереми Бентам в своем «Введении в принципы морали и законодательства» утверждал, что поедание мяса есть насилие. Бентаму же принадлежит известное высказывание по поводу нормы отношений между людьми и животными: «Вопрос не в том, могут ли животные думать или говорить; вопрос в том, могут ли они страдать». В XX веке известный вегетарианец Джордж Бернард Шоу вопрошал: «Если мы сами – ходячие могилы убитых животных, как мы можем рассчитывать на мир на земле?»

Было бы, конечно, приятно думать, что все вегетарианцы, подобно Бентаму и Шоу, Льву Толстому и Ганди, занимают позицию морального превосходства, но Стюарт напоминает нам, что вегетарианцами и проповедниками вегетарианства были также Гитлер и его подручные. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер даже всерьез собирался перевести на вегетарианскую диету войска СС – «для очищения немецкой крови», а Герман Геринг грозил всем, кто «обращается с животными как с неодушевленным имуществом», концлагерем.

Мне как-то пришло в голову написать научно-фантастический рассказ, в котором с помощью науки разрешалась бы моральная проблема мясоядения. Пусть ученые выращивают из клеток не всю куру, а только живую куриную грудку, не целую свинью, а только окорок. Я поделился этим замыслом со своими студентами, и один из них сказал: «А почему вы думаете, что у вас не возникнет эмоциональная привязанность к окороку, который скачет по травке у вас во дворе?»

Лев Лосев

13.03.2007

Сообщает voanews.com

***