По прогнозам синоптиков, весна окончательно вступила в свои права. Однако не все ждут тепла и солнца с радостью. Именно в такие теплые весенние дни наступает обострение самых разных заболеваний.

Но мучаются не только аллергики или люди с психическими расстройствами, в последнее время весной стремительно растет число больных эмоциональной сверхзависимостью, иначе говоря – ненормальной любовью. Специалисты считают, что такая сверхзависимость только вначале похожа на любовь, но потом страдалец начинает вести себя, подобно наркоману. Точнее, страдалица, поскольку женщины больше мужчин подвержены этой болезни. Стопроцентных способов лечения любовной зависимости не существует. Так называемые таблетки от любви могут облегчить острое состояние, но только на время. Чтобы вылечиться, надо идти к врачу.

Ровесники москвички Светланы Ивановой уже успели обзавестись семьями, а некоторые – сбегать в ЗАГС не один раз. Однако она уже семь лет влюблена в одного мужчину. Бурный роман с Сергеем длился два года, Света уже мысленно примеряла свадебное платье, но постепенно страсть со стороны любимого начала угасать. Встречи стали реже, у Сергея появились другие женщины, которых он и не думал скрывать от подруги. Но вместо того чтобы устраивать скандалы и выкидывать из окна чемоданы изменщика, она продолжала просиживать вечера у телефона в ожидании звонка и игнорировать ухаживания других мужчин. «Родные меня уговаривали выкинуть Сережу из головы, – рассказала «НИ» Света. – И я долго пыталась наладить отношения с другими мужчинами. Но я не могу ничего с собой сделать: мне хочется постоянно его видеть, слышать его голос. Сама не знаю, что на меня находит».

Влюблен и очень опасен

Пару десятков лет назад психологи пожали бы плечами и охарактеризовали ситуацию как «любовь обыкновенная, хоть и несчастная». Но сейчас такие случаи подпадают под категорию болезни. «Психоэмоциональная сверхзависимость», «любовная болезнь», «сверхценная фиксация», «компульсивное влечение» – у заболевания множество названий, но объединяет их одно. Расстройство серьезно портит жизнь человеку, и страдальца нужно лечить. По сути, этот вид зависимости ничем не отличается от алкоголизма и наркомании, но если от них можно уберечься, например, не прикасаясь к спиртному, то от «любовной болезни» не застрахован никто. И страдает от чрезмерной привязанности не только обожатель, но и предмет обожания.

Программист Олег Чернов познакомился с Лизой в ночном клубе. После дискотеки молодые люди поехали к Олегу – благо он жил в отдельной квартире. Наутро юноша собрался на работу, а Лиза сообщила, что ей надо по своим делам. Когда они встретились вечером, у девушки за спиной был увесистый рюкзак. «Раз у нас такие серьезные отношения, то я захватила с собой кое-что из одежды. Поехали к тебе», – улыбаясь, сказала Лиза. «Она не отходила от меня ни на шаг, – пожаловался «НИ» Олег. – Все время говорила, что дома ей делать нечего и как она меня любит. Если честно, меня все это пугало, так что спустя три недели я ей предложил расстаться». Однажды Лиза как бы нечаянно оставила половину своих вещей в квартире возлюбленного и каждый день звонила Олегу с предложениями встретиться под предлогом «забрать вещи». «В ход шли даже угрозы самоубийства, – рассказал «НИ» Олег. – Она выучила все места, где я бываю, и якобы случайно оказывалась там. Постоянно пыталась попасть ко мне в гости на ночь. В общем, сплошное мучение».

Все дело в химии

Специалисты полагают, что люди оправдывают свое поведение «большой любовью». Однако мало кто знает, что вызывать ее можно не только взмахом ресниц, но и вполне приземленными способами. Ученые убеждены, что любовь – это специфическая активность головного мозга. А чрезмерная зависимость – следствие нарушения в «сером веществе». Эксперты обследовали 17 добровольцев, которые описали свое состояние как «ужасно сумасшедшая любовь». Выяснилось, что при виде своих любимых у испытуемых активизировались четыре области головного мозга. При этом две из них одинаково реагируют на мысли о дорогом человеке и на серотонин, содержащийся в антидепрессантах. На основе этих данных британские ученые даже разработали эликсир любви. Вещество окситоцин, по мнению профессора Гарет Лэнг из Эдинбургского университета, «повинно» в эмоциональной привязанности женщин к партнерам. Съешь такую таблеточку – и никакой Купидон не понадобится.

Зависимость с пеленок

Помимо физиологических особенностей мозга, на формирование «больной любви», по словам психологов, влияют и личностные особенности человека, заложенные в раннем детстве. «Взрослые зависят от ребенка, ребенок зависит от взрослого, – рассказала «НИ» психотерапевт Яна Дубейковская. – Для развития личности прохождение через формирование такого рода связи – абсолютно нормальное дело. Другое дело, когда она принимает патологические формы любви, ненависти, несамостоятельности».

«У инфантильных людей с остатками детских черт характера привязанность перерастает в крайние, чрезмерные формы, что приводит к формированию зависимости, – рассказал «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – Именно у личностей зависимого типа возникают особые проблемы при разрыве отношений».

Женское несчастье

Больше всего «любовной болезни» подвержены женщины с недостаточно гибкой психикой – принципиальные перфекционистки. Если у девушки к тому же присутствует неуверенность в своей привлекательности для других мужчин, страх перед завязыванием новых отношений – можно считать, что «любовная болезнь» гарантирована. «Повышенная жажда внимания только увеличивает вероятность заполучить эмоциональную сверхзависимость, – пояснил «НИ» психотерапевт Александр Полеев. – Потребность в любви усиливается в периоды каких-то жизненных трудностей, и часто она даже не осознается человеком. Встретился, к примеру, в такой период женской жизни некий мужчина, который в какой-то момент напомнил ей идеал – готово, дама оказалась в плену у собственной страсти, часто на долгие годы».

«Если зависимость сопровождается насилием, то самооценка у женщины практически на нуле, – рассказала «НИ» заместитель директора национального центра по предотвращению насилия «Анна» Лариса Понарина. – Она не может расстаться с «возлюбленным», потому что считает: «мне попадется либо такой же мужчина, либо еще хуже». Женщина, которая живет в атмосфере насилия, изолирована от окружающего мира. Единственное окно во внешний мир – супруг, представляющий весь мужской род. В итоге дама просто боится начать новую жизнь, потому что ей постоянно твердят: она плохая хозяйка, жена и мать».

Запить страсть

Впрочем, как ни странно, у слабой половины человечества разрыв отношений происходит менее болезненно. Мужчины же в силу стереотипов не должны показывать свою слабость. Поэтому сильному полу приходится скрывать переживания не только от окружающих, но и от самих себя. Часто это вырастает в способы неправильной, неадекватной разрядки. Как правило, горе просто топится в алкоголе.

Тренер по фитнесу Ярослав Ермаков познакомился с Яной в тренажерном зале. Отношения были долгими и мучительными для обеих сторон. Слава ревновал девушку буквально к каждому столбу, а она не понимала его желания быть с ней каждую свободную от работы минуту. Постоянные звонки с вопросами «А кто это тебе улыбался, пока мы ходили в кафе?» в итоге переполнили чашу терпения. Яна объявила о разрыве. Однако преследования не прекратились. «Сразу после того как мы расстались, я стал встречаться с другой девушкой, – рассказал «НИ» Ярослав. – Но я даже не замечал, как она выглядела. Перед глазами все время стояло лицо той, кого я люблю на самом деле. Часто я называл свою девушку Яной. Попытался успокоиться алкоголем, но это не помогло. Когда я напивался, мне хотелось увидеть ее еще больше. Я звонил ей ночами, приезжал к ее дому и пытался вызвать на «откровенный разговор». А наутро со стыдом вспоминал произошедшее. На следующий вечер все опять повторялось».

Психологи до сих пор не сошлись во мнениях, к какому классу можно отнести психоэмоциональную зависимость от другого человека: к сексуальным отклонениям, разновидности депрессии или к болезни вроде шизофрении? По одной версии, любовная зависимость – лишь одно из проявлений мягкой эндогенной депрессии. Людям мешает завязать новые отношения не любовь к бывшему партнеру, а присущее депрессиям снижение умственной и эмоциональной активности. «Зацикленность» на одном персонаже – не что иное как проявление пословицы «от добра добра не ищут», похожее на привязанность к привычной старой одежде у больных депрессией.

Уж замуж не судьба

Основную опасность для «любовного больного» представляет не только частичное выпадение из общественной жизни. По данным социальных психологов, 23% жительниц российских мегаполисов вообще ни разу не выходили замуж. Недавние исследования показали, что из них примерно половина, то есть 11% всех россиянок, пять-шесть лет провели в тяжелейшей зависимости от некогда любящих мужчин. Годам к 30 материнский инстинкт все-таки берет верх, и женщина решает «завязать» с любовью, чтобы создать семью. Выход из зависимости протекает болезненно, что отражается как на внешнем виде, так и на характере. По статистике, возможность создать семью для тридцатилетней незамужней москвички составляет всего 7%. Получается, что лучшее время для рождения детей женщины упустили, и остается только вздыхать о неудавшейся жизни и былом возлюбленном в одиночестве.

Свидание в «психушке»

Специалисты убеждены: вылечиться от любви можно, но сложно. Индивидуальная терапия заболевшим женщинам помогает слабо. Гораздо больший эффект приносит осознание того, что ты в своей беде не одинок. Зависимых стали объединять в специальные группы зависимых по типу «анонимных алкоголиков». Увы, и этот метод панацеей назвать нельзя. Лечение длительное, сеансов много, а влюбленные все равно продолжают сидеть у телефона, дожидаясь звонка его, единственного и неповторимого, но не звонящего. Еще один популярный метод выбраться из эмоциональной сверхзависимости – старый добрый гипноз. В результате лечения «любимый» воспринимается как человек из далекого прошлого, и это было так давно, что и вспоминать не стоит. Недаром говорят, что время лечит.

Простыми командами «да забудь его», по мнению экспертов, делу не поможешь. «Когда говорят: «Его нужно вычеркнуть из своей жизни», – это всегда будет выражаться в изменении характера человека, психосоматических болезнях, – рассказала «НИ Яна Дубейковская. – Иногда такой подход может быть более драматичным и иметь больше негативных последствий, чем сама зависимость».

Человеку, который не может справиться с «любовной зависимостью» самостоятельно, при особых стечениях обстоятельств гарантирована койка в психиатрической лечебнице. «Любовная зависимость хорошо известна в медицине, – рассказал «НИ» заместитель главного врача психиатрической больницы № 13 Илья Губергриц. – «Таблетки от любви», как их называют в шутку, действуют на химическом уровне. Они избавляют от настойчивого увлечения, выражаясь иными словами – бреда. Конечно, самостоятельно употреблять лекарства при безобидных на первый взгляд чувствах никто не станет, поэтому, как правило, «любящие» оказываются на лечении в психиатрических больницах».

Об этом сегодня пишет «Новые известия»

***