Убрать ручки. В Швеции проводят эксперимент по полному отказу от уроков письма
Первоклашки в шведском городе Питео приходят на уроки без тетрадок и авторучек. Они учатся писать на… компьютерах. Нажимая на клавиши, дети набирают слова, а специальная программа преобразует их в красивый рукописный текст. «У малолетних детей плохо развита тонкая моторика пальцев, и мы не хотим их понапрасну мучить. Кроме того, они уже пришли в школу с любовью к компьютерам, на них обучение грамотности идет легче», – утверждают авторы эксперимента. За «классами без авторучек» наблюдает вся Швеция. Если эксперимент окажется успешным, новый метод будет распространен на остальные шведские школы.
Благодаря компьютеру понятие «почерк» исчезнет навсегда. |
Шведские лингвисты рассматривают инициативу учителей из Питео как переходный этап к полному отказу от обучения письму. По их мнению, современная «пишущая» цивилизация обречена. Мир стоит на пороге возврата в устную культуру. Регресс неизбежен, поэтому надо к нему заранее готовиться. «Письмо как способ коммуникации исчезнет в течение ближайших 50–75 лет, – заявил «Новым Известиям» профессор лингвистики и фонетики Упсальского университета Свен Оман, – виновен в этом компьютер. Идет тот же процесс, что и при появлении микрокалькулятора. До него почти все умели производить простые арифметические действия самостоятельно. Сегодня это искусство осталось лишь у представителей старшего поколения». Профессор Оман возглавляет группу экспертов, работающих над реформой шведской школы. Ставка делается на постепенный отход от обучения письму и чтению. Освободившиеся часы будут отданы развитию навыков устной речи.
Уже через несколько десятилетий, по мнению Свена Омана, писатели перестанут писать свои книги – они их будут наговаривать, сами или с помощью специальных компьютерных программ – а читатели превратятся в слушателей. Библиотека будущего будет помещена в мобильный телефон, а его обладатель сможет приобщиться к мировой культуре с помощью наушников. Тенденция к переходу от книг к звуковым записям наблюдается уже сейчас.
Специалисты отмечают, что процессы отвыкания «компьютерных детей» от чтения и писания от руки идут вместе и подстегивают друг друга. Учителя жалуются, что дети плохо пишут, а их пальцы держат ручку, точно это зубило в лапе неандертальца. Школьные медсестры оказывают срочную помощь ученикам, которых заставили длительное время водить авторучкой по бумаге: от непривычной нагрузки у них начинают болеть мышцы всего тела, а то и сводит судорогой пальцы. Производители писчей бумаги, пытаясь остановить падение спроса на свою продукцию, спонсируют литературные соревнования, главным условием которых является написание текста от руки. Почерковедение как одна из составляющих профессий психолога уходит в прошлое: почерки попросту исчезают.
«Зачем писать рукой и тратиться на покупку бумаги, если можно набрать текст на компьютере или на дисплее мобильника, и все это послать по электронке?» – возражает поколение информационного бума последним защитникам письменности прошлого. Историки вздыхают по поводу печальной судьбы своих коллег в будущем, которым придется составлять представление о нашем времени по избранным печатным текстам, сохраненным в подземных хранилищах на долговременных жестких дисках: эпистолярного наследия мы потомкам не оставим.
Однако сторонники традиционного письма не сдаются. Шведская фирма «Аното» вместе с «Эрикссон» разработала «писчий набор» для детей компьютерного поколения, включающий авторучку, бумагу и ноутбук. Написанный от руки текст тут же переносится в первозданном виде на экран компьютера, откуда его можно отправлять в любой конец света. И бумага, и ручка, внешне ничем не отличающиеся от традиционных, на самом деле представляют чудеса технологического прогресса. В головку авторучки вставлена крошечная камера, фиксирующая перемещение пера по бумаге со скоростью ста снимков в секунду. Фотографии передаются в блок памяти, вмонтированный в тот же чудо-карандаш. Чтобы микрокомпьютер мог переводить в цифровую форму все прихотливые движения, она превращена в своеобразную карту, на которую нанесена невидимая «навигационная» сетка и встроены магнитные точки. Сохраненная в этом пишущем компьютере информация об особенностях вашего почерка пересылается на специальный сервер, где цифры переводятся в буквы. Последний этап – переброска рукописи в первозданном виде с сервера на экран вашего ноутбука и на все прочие экраны мира по вашему усмотрению.
Так шведские ученые хотят вернуть миру понятие рукописи. Они надеются, что сегодняшние дети полюбят письмо, увидев, что это «круто» и современно. Специалисты считают, что сам процесс вождения ручкой по бумаге стимулирует мозговую деятельность. Недаром в творческой среде существует такое понятие, как необходимость «расписаться», прежде чем из-под пера пойдут гениальные строки.
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм
***