Истоки возникновения традиций русского чаепития проследили работники Самарского историко-краеведческого музея имени Алабина. Они установили время появления чая в Поволжье, его признание различными слоями общества, место в рационе питания и прочее. В музее даже разработана экскурсия, рассказывающая о культуре русского чайного стола.

Древние волжане не знали, что такое чай в его сегодняшнем виде. Вместо чайного листа заваривали заготовленные впрок целебные травы, корни шиповника, липовый цвет и другие ароматные растения. Чай в Россию стали привозить иностранные купцы в 16 веке, тогда же он попал и в Поволжье. Этот напиток сразу обрел широкую популярность. Сто лет назад в Самаре с ее стотысячным населением действовало шесть специализированных магазинов по продаже чая, не считая множества бакалейных лавочек с этим товаром.

В тесном контакте с продавцами чая действовали кондитеры. В магазине Решетникова, судя по сохранившейся рекламе, для чайного стола всегда в широком выборе были орешки в шоколаде, сухарики с миндалем, английские кексы, бриоши, бонкехели и другие лакомства, о которых мы сейчас не имеем понятия. Важным атрибутом чайного стола была большая — до пуда весом — белоснежная головка сахара. Ее измельчали специальными щипцами. Сахар не растворяли в чае, как сейчас, а непременно ели вприкуску, прихлебывая ароматный напиток из блюдечка.

Только в Росии был распространен обычай пить чай из блюдца. Историки считают, что эта мода была продиктована необходимостью. Кипятком из всегда горячего самовара было очень легко обжечься, приходилось принимать меры предосторожности — пить из блюдечка.

В старой Самаре чай считался довольно дорогим продуктом. Фунт его /400 граммов/ стоил около двух рублей при средней зарплате рабочего около 7 рублей в месяц. Так что выражение «чайком побаловаться» имело вполне определенный смысл. Оно идет от тех времен, когда простой люд пил чай только по праздникам.

В 1892 году в Самаре была открыта бесплатная народная чайная. Она существовала на средства общества попечителей бедноты и должна была отвлечь пролетариев от самогона и водки. Трудно сказать, насколько это удалось, но в народной чайной всегда было многолюдно.

В отличие от Европы, где пьют много пива, в России чай стал поистине национальным напитком. Не случайно работники Самарского краеведческого музея время от времени ставят большой стол и накрывают его белоснежной скатертью. Из запасников извлекают огромный купеческий чайный сервиз и целый комплект столовых приборов к нему. Надписи на ножах «для сыра», «для икры», «для рыбы» красноречиво говорят о былой высокой культуре русского чайного стола. Эту культуру хранители истории хотят передать нашим потомкам.

*