Он стал знаменит в 70-м, после повести «Последний срок», а в 76-м, после публикации «Прощания с Матeрой» его назвали классиком современной русской литературы.

Но это было после, а до публикации Распутина едва не обвинили в антигосударственной пропаганде. Покорение Сибири в его книгах пропитано не пафосом официальной хроники, а горечью расставания с родной землей, которую принесли в жертву прогрессу.

Сейчас его назвали бы «антиглобалистом», а в 70-х Распутина и других писателей, говоривших о трагедии русской деревни, назвали «почвенниками» и «деревенщиками». Хотели обидеть, оказалось наоборот — дали определение целому течению в литературе и общественной жизни.

В 80-90-е он боролся с поворотом сибирских рек и отстаивал Байкал, убеждая, что промышленные предприятия погубят уникальное озеро. Уроженец глухой сибирской деревушки, он оказался понятен не только русскоязычному читателю, в любви к его произведениям признаются и в Италии, и в Китае, а испанская критика даже сравнила Валентина Распутина с Габриэлем Гарсия Маркесом. Его повести экранизируют, ставят по ним спектакли. И, оказывается, Распутин хорош и для театрального авангарда и для классической постановки.

Певец русской деревни, он свое вдохновение черпает, слушая музыку. Распутин — известный ценитель классики. В последний год после трагической гибели в авиакатастрофе своей дочери Валентин Распутин мало общается с прессой. И свой юбилей он тоже отметит в тихом домашнем кругу, сообщает Первый канал.

***