Гольдони потерялся в декорациях
Театр имени Карло Гольдони показал в Москве последнюю пьесу классика «Один из последних вечеров карнавала». В Венеции ее поставил известный оперный режиссер и художник Пьерлуиджи Пицци. Этой постановкой театр отметил 300-летие со дня рождения великого драматурга, реформировавшего итальянскую сцену.
Как и большинство своих пьес, Гольдони писал «Один из последних вечеров карнавала» в Венеции и о Венеции. Но вот забавная деталь: герои этой пьесы все действие «сидят на чемоданах» – тревожно обсуждают поездку в далекую Московию, предстоящую одному из героев, рисовальщику синьору Андзолетто. В финале же в Московию отправляются две свежеиспеченные супружеские пары. Есть у пьесы и автобиографическая подоплека: сам драматург писал ее, готовясь покинуть Венецию. Его отъезд в Париж тогда сочли бегством – он уехал, не выдержав распри с другим великим комедиографом, Карло Гоцци. Вполне логично, что, выбрав эту пьесу для начала юбилейных торжеств, театр, носящий имя Гольдони, решил показать ее мировую премьеру в Москве – раз туда так стремятся его герои.
Декорации: терракотовые стены, украшенные богатыми коврами и огромными зеркалами, наборный паркет, и мягкий мерцающий свет, и изящная музыка – главное, ради чего стоило идти на спектакль. Дело в том, что постановщик господин Пицци, посвятивший музыкальному театру большую часть своей карьеры, поступил с драмой как с оперой – предоставил каждому из актеров пропевать свою арию. Но, к сожалению, в пьесе Гольдони не поют, а произносят многословные диалоги и монологи.
Все это венецианцы разыгрывают темпераментно, но на удивление реалистично, однако трудно заставить сегодняшнего московского зрителя, вполне избалованного изысками мировой режиссуры, два с половиной часа любоваться декорациями и слушать итальянскую речь, то и дело поглядывая на бегущую строку перевода. Действующих лиц в пьесе много, и поначалу не успеваешь следить за происходящим.
Грустный вывод из не слишком удачных гастролей Театра имени Гольдони напрашивается сам собой: сто лет назад человечество чувствовало, что привычный мир рушится, а почва ускользает из-под ног. Насчет мира – разговор отдельный. А в искусстве сегодня происходит то же самое: грандиозный карнавал, затеянный гениями XX века, окончен, а новых великих имен и великих идей на горизонте пока нет. Подробнее читайте на страницах Коммерсанта.
***