Как выжить в мире соблазнов? О чем должен знать потребитель? И на что он может рассчитывать, столкнувшись с некачественным товаром? Эти и другие вопросы в режиме on-line задавали читатели интернет-газеты «Самара today» и представители Медиа группы «Ваш выбор» Нине Михайловне Сергеевой, руководителю Управления Роспотребнадзора по Самарской области.

Вступительное слово: «Мы все – потребители»

Нина Михайловна Сергеева: Управление Роспотребнадзора было создано в 2005 году, и с тех пор мы участвуем в мероприятиях, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителя. Так что для нас этот праздник — молодой. При этом — очень важный. Такой «специальный» день призван консолидировать силы всех и обозначить ту тематику и те проблемы, разрешение которых последует в дальнейшем.

В этом году День защиты прав потребителя проходит под девизом: «Права потребителя – это ваши права». И это справедливо, ведь все мы являемся потребителями.

Что же касается проблем, то практика в целом показывает низкую потребительскую грамотность. У населения нет знаний, а нередко, сил и желания отстаивать свои права. Поэтому работа нашего Управления и заключается, прежде всего, в обучении населения. Кстати, увеличение количества заявлений о защите прав потребителей, полученных нами за три года существования Управления, на мой взгляд, свидетельствует о повышении интереса населения к этой проблеме. И наши специалисты прекрасно понимают, что ответ на жалобу или запрос – это конкретная помощь конкретному потребителю. Другое дело, что треть всех обращений к нам в Управление сводится к просьбе помочь вернуть деньги за приобретенный некачественный товар. И в данной ситуации нам приходится разъяснять потребителям, что мы не являемся посредником между продавцом и покупателем и не выступаем в роли «инструмента» для возврата денег. Мы рассказываем потребителю, как он должен поступить, чтобы его право было реализовано. Допустим, если речь не идет о ненадлежащем товаре, то потребитель должен оставить претензию (заявление) в письменном виде, выждать десять дней и в случае, если ответа не последует, обратиться к нам. А мы, в свою очередь, проинформируем его о дальнейших действиях и поможем составить исковое заявление в суд, если для этого есть основания. И будем сопровождать пострадавшего потребителя в суде, по инициативе суда давать заключение по делу и т. д. В Законе о защите прав потребителя, который вышел в 1992 году, сказано: защита прав потребителей осуществляется в судебном порядке. Так что возвратить деньги и возместить ущерб можно только, обратившись в суд.

Вопросы и ответы: «Как выжить в мире соблазнов?»

Несколько слов о запрете молдавских и грузинских вин, о минеральной воде «Боржоми».

Нина Михайловна Сергеева: Предпринятые действия «преследуют» главную цель – охранять здоровье населения. На самом деле целевые мероприятия по контролю за алкогольной продукцией поддерживаются многими, поскольку очевидно, что рынок наводнен фальсифицированными, контрафактными продуктами. И это беда не только для экономики, но и для населения, его здоровья.

Вы сказали, что в последнее время потребители проявляют большую активность в отстаивании своих прав…

Нина Михайловна Сергеева: Это, действительно, так, и это очень хорошо. Потому что ни одна надзорная организация, ни одна инспекция не решит на сто процентов проблему «исключения» из взаимоотношений «продавец-покупатель» каких-то нарушений. Как иногда говорят, на рынке… два дурака. Каждый решает свою проблему. Покупатель хочет купить дешевле, продавец – продать дороже. И получается, что в стремлении купить дешевле покупатель, осознанно, рискует. А в результате страдает: и своими правами, так как затрагиваются его моральные интересы, и своим здоровьем, если речь идет об отравлении, и несет материальные убытки, поскольку приобретет некачественный товар. Однако, независимо от места приобретения плохого товара, будь это стихийный рынок или супермаркет, права потребителя должны защищаться. При этом наша задача – научить потребителя «правильно действовать» в окружающем его мире соблазнов. И начинать нужно с изучения Закона о защите прав потребителей, с изучения Правил торговли, которые утверждены постановлением правительства, с изучения, возможно, еще каких-то основополагающих документов. Нужно их взять и почитать. Поверьте, если вы будете знать свои права, вам будет легче ориентироваться в условиях рыночных отношений.

Продолжение следует

*