Высший арбитражный суд (ВАС) сделал нежданный подарок российским автомобилистам: владельцу разбитого в ДТП автомобиля была выплачена полная компенсация за его ремонт с учетом замены старых поврежденных деталей на новые! Создан прецедент, способный превратить институт обязательного страхования в эффективный инструмент возмещения убытков.

Будем судиться?

Решение президиума Высшего арбитражного суда, конечно, противоречит действующим ныне правилам страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). В соответствии с утвержденными правилами «автогражданки», при наступлении страхового случая компания виновника ДТП выплачивает пострадавшему компенсацию за разбитый автомобиль с учетом его фактического износа. Полностью оплачиваются лишь услуги сервис-центра; за детали, которые используются при ремонте, страховая компания платит с учетом амортизации.

На практике это означает, что разницу между выплаченной суммой и стоимостью новых деталей, которые устанавливаются при ремонте у официальных дилеров, владелец покрывает из собственного кармана. Реальной материальной компенсации по сложившейся практике хватает лишь на покупку изношенных деталей, которые можно приобрести на «развалах».

Так вот, Высший арбитражный суд встал в этом вопросе на сторону пострадавших. По одному из дел он предписал страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность виновника ДТП, выплатить пострадавшему полную стоимость ремонта и деталей без учета снижения их стоимости в результате износа, то есть, как за новые. Своим постановлением ВАС отменил решения судов нижестоящих инстанций, вставших на сторону страховщика, и по существу перечеркнул сложившуюся в России судебную практику в этом вопросе.

Решение президиума Высшего арбитражного суда означает, что ремонт пострадавшего автомобиля страховые компании теперь должны оплачивать без учета его износа. На это решение в будущем будут опираться арбитражные суды низших инстанций. Но, как подчеркивается в заявлении суда, в каждом конкретном случае будут рассматриваться все обстоятельства дела.

Следует обратить внимание и на еще одно немаловажное обстоятельство: решение президиума Высшего арбитражного суда действует только в отношении юридических лиц.

ВАС — не указ

Частных лиц решение Высшего арбитражного суда не коснется. Их споры рассматриваются в судах общей юрисдикции, а для них постановление президиума ВАС — не указ. Таким образом, «рядовым» автомобилистам остается ждать, пока Минфин, наконец, внесет в Госдуму поправки, обязывающие страховщиков при ремонте по полисам «автогражданки» оплачивать новые запчасти.

Принятие этого принципа действительно сделало бы «автогражданку» более справедливой по отношению к пострадавшим. Но только при условии абсолютной их честности. Каким образом можно проверить, когда произошло настоящее ДТП, а когда подставное, в котором главной целью пострадавшего было подставить под удар ржавый бампер своего ржавого автомобиля? Ведь и в том, и в другом случае стоимость его восстановления оплатит страховая компания. Причем по полной стоимости.

Впрочем, если рассуждать здраво, главный принцип страхования, в соответствии с которым оно не должно являться способом обогащения пострадавшего, это не дело самого пострадавшего. А обязанность иных структур, в том числе правоохранительных органов, которые не должны допускать «подстав».

Хороший принцип стоит недешево

Страховщики и многие эксперты в один голос говорят, что без увеличения тарифа ОСАГО ввести принцип «новое за старое» в «автогражданке» нереально. Называют разные цифры потерь страховых компаний, если их заставить платить пострадавшим полную сумму ремонта. Говорят об увеличении случаев мошенничества в этом сегменте страхового бизнеса.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) знают, что в подготовленном Минфином проекте поправок к закону об ОСАГО содержится идея возмещения реальной стоимости ремонта. Представители Союза не берутся оценивать правовые последствия принятия подобного решения, а вот финансовые — уже оценили.

По данным РСА, для полной компенсации ремонта автомобиля тариф ОСАГО придется увеличить в среднем на 35-40%. При этом расчете эксперты исходили из количества иностранных и отечественных авто, информации ГИБДД об их износе (более половины машин в стране старше 10 лет) и средней стоимости ремонта. Другие, независимые специалисты колеблются в своих оценках и склонны рекомендовать повышение тарифа ОСАГО на 5 — 20%.

Подробнее читайте в №5 журнала «Автоизвестия»

*