Российская пресса: "Граждане отдали голоса кому надо"
В обзоре российских газет:
* В России прошли выборы в региональные парламенты
* Сколько денег потрачено на выборную кампанию
* В России появляется медиацензура?
* Выявлена сеть магазинов нацисткой символики
«Выбор пал»
Главной темой в российских газетах, вышедших во вторник, стали региональные выборы, которые прошли 11 сентября. Все издания констатируют победу «Единой России», иногда не без иронии. «Независимая газета» считает, что это были «Выборы без повестки дня». «Граждане отдали голоса кому надо, — пишет издание и добавляет. — Их взяли».
«Выбор пал», — добавляет «Коммерсант». «Но главный итог этой кампании, считающейся генеральной репетицией декабрьских выборов в Госдуму, в другом: по ее результатам фактически сформировался список партий, которые имеют наибольшие шансы попасть в следующий парламент», — пишет газета.
«Около 40 процентов россиян, пришедших на выборы 11 марта, привели к победе партию власти», — так однозначно оценивает победу «Единой России» на прошедших в минувшее воскресенье региональных выборах официальная «Российская газета». В заголовке статьи на эту тему стоит: «Тайное становится явкой».
Газета конкретизирует: список партий-победительниц возглавили партия нынешней власти ї «Единая Россия», партия власти бывшей — КПРФ и партия, горящая желанием обрести власть в будущем, — «Справедливая Россия».
«РГ» отдает должное и успехам «Справедливой России» и считает, что ее третье место в рейтинге и 74 мандата ї это убедительная заявка на участие в декабрьских выборах в Госдуму, ради которых, собственно говоря, по мнению издания, все без исключения политические партии и выкладывались с таким рвением нынешним мартом.
Газета решительно осудила скептиков, которые предрекали провал весенних выборов по причине отмены порога явки ї ведь в целом по России она составила 40%.
«Мартовские выборы-2007 — артподготовка перед думским наступлением на общефедеральном пространстве», — эта оценка прошедших выборов «Российской газеты» находит отклик во всех российских СМИ, пишущих сегодня на эту тему.
Директор института политических технологий Сергей Марков в другом материале издания сделал свой вывод по итогам выборов. «Это формирование повестки будущих президентских выборов. Ведь борьба на них шла не только между партиями, персоналиями и программами. Шла конкуренция проблематик. Антикоррупционная, национальная, модернизационная — эти и многие другие темы и проблемы поднимались на выборах. Но победила идея социальной справедливости».
Зачем вкладываться в выборы?
Деловой ежедневник «Ведомости» подсчитал, сколько денег потратили спонсоры на проведение выборных компаний. На примере выборов в органы законодательной власти Петербурга и Ленинградской области издание делает вывод, «что потраченные на избирательные кампании средства не всегда прямо влияют на результат». «Единая Россия», вложившая огромные суммы в рекламу, потеряла большинство в парламенте», — констатирует газета.
На избирательные счета шести партий, которые боролись за депутатские мандаты в Заксобрание Петербурга, спонсоры внесли, по данным горизбиркома, 543,35 млн руб.
Больше всего денег поступило на счета «Единой России», которая заняла первое место, потратив на выборы 180,6 млн руб. Основная часть средств пошла на наружную рекламу и телевизионные ролики. «Причастность к агитационной кампании разных структур привела к тому, что избирателей перекормили рекламой», — пишет газета со ссылкой на политтехнолога от «ЕР».
«Справедливой России», доставшейся второе место пришлось выложить 167,2 млн руб., из которых 90 млн руб. составил избирательный залог.
КПРФ, которая оказалась на третьем месте, обошлась без пожертвований и дорогих биллбордов. Коммунисты ограничились минимальной партийной поддержкой и потратили всего 5,1 млн руб.
«Партийной кассой, по словам лидера петербургских последователей Жириновского Дениса Волчека, воспользовалась и ЛДПР, которая замыкает четверку прошедших в парламент партий. Кроме того, у нее было 15 частных спонсоров, которые внесли в общей сложности 7,5 млн руб», — пишет издание.
Газета задается вопросом, зачем же спонсорам нужна эта помощь партийцам. Например, по словам социолога Романа Могилевского, если компания вносит средства, то на выходе хочет получить определенный результат из области лоббистских действий, взаимных обязательств или просто реальной политики.
По мнению крупного предпринимателя, бизнесмены вкладывают деньги в фонды партий, которым симпатизирует исполнительная власть, чтобы получить от нее какие-либо преференции.
«Кроме того, некоторые предприниматели желают в дальнейшем связать себя с политикой и готовят себе плацдарм, — рассказывает на страницах газеты бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным. — А небольшая группа людей дает деньги политикам по убеждению».
«Министерство смысла»
В России создается новое министерство, которое «Коммерсант» уже окрестил «Министерством смысла». Презент Владимир Путин подписал указ об объединении двух федеральных служб Россвязьнадзора и Росохранккультуры.
Когда речь о таком слиянии шла впервые — в ноябре 2006 года, то подводилось оно под переход России на цифровое телевещание. Однако, как пишет газета, когда стало известно, что концепция цифрового вещания готова на 95%, решено было одним телевидением не ограничиваться и полномочия новой службы гораздо расширить.
«Реальное объяснение было дано неофициально, — пишет «Коммерсант» — …новая служба, выполняющая надзорные функции и за всеми видами СМИ, и за теле- и радиочастотами, и за всеми другими видами связи, — аппаратный ресурс, которым просто нельзя было пренебрегать», — разъясняет издание.
Официально же пресс-служба Белого дома объяснила необходимость создания службы, как считает «Коммерсант», анекдотично — необходимостью «повысить эффективность работы государства по охране памятников» (указ предполагает передачу службе и этой функции).
Газета пишет, что служба обещает быть чрезвычайно влиятельной и в медиа- и телекоммуникационном бизнесе и в политических вопросах.
«Так, — конкретизирует газета, — в ее полномочиях будет приостановка как по техническим (наследство Россвязьнадзора), так и по «содержательным» (Росохранкультуры) претензиям всех видов коммуникации — печатных и электронных СМИ, вещательных и коммуникационных компаний, лицензируемой деятельности в Интернете».
Наконец, новой службе может быть передано ведение реестра баз персональных данных граждан — ранее предполагалось, что эта функция будет возложена на Россвязьнадзор. «То есть речь идет о создании всеобъемлющего информационного мегарегулятора», — делает вывод «Коммерсант».
«Я не исключаю, что появление единого регулятора приведет к усилению функции контроля содержательной части, что повлечет за собой элемент цензуры», — приводит газета мнение генерального директора РБК Юрия Ровенского
Немаловажен и такой вопрос: кто будет куратором новой службы. «Интерес к ней могут проявлять сразу три вице-премьера, — считает «Коммерсант». — Ведь сейчас за Дмитрием Медведевым закреплена координация развития массовых коммуникаций, за Сергеем Нарышкиным — культура, а за Сергеем Ивановым связь». Газета не исключает, что в роли куратора службы может выступить и премьер Михаил Фрадков.
Куда теперь идти фашисту?
«Российская газета» рассказывает о мягко говоря необычной сети магазинов «Старый солдат» в Екатеринбурге, которую «накрыла» местная милиция, а его владельца ї Сергея Колясникова — суд уральской столицы признал виновным в пропаганде атрибутов и символов нацизма.
В торговых точках магазина, на которые, кстати, «органы» вывел бдительный пенсионер-ветеран, продавались эсэсовская форма и атрибутика немецкой армии времен Второй мировой войны.
В шести магазинах «Старого солдата» оперативники, как пишет газета, обнаружили невероятное: наряду со швейцарскими перочинными ножами и прочей сувенирной продукцией на прилавках лежала масса предметов форменной одежды и отдельной символики войск вермахта, люфтваффе и СС.
«Цены тоже поражали, — пишет газета. — Форма эсэсовского офицера с серебряными кантами и рунами — 110 тысяч рублей, стальная каска — 19 тысяч. Форменные фуражки, пилотки, эмблемы со свастикой — все это тоже стоило недешево. Но, судя по всему, считают оперативники, спрос на весь этот товар существовал, иначе цены бы не были такими высокими».
Сергей Колясниковза за свой бизнес получил максимальное наказание, предусмотренное статьей 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях — штраф в размере десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией запрещенного к продаже товара.
Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си
вторник, 13 марта 2007 г., 06:13 GMT 09:13 MCK
*